Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №30 (2) (2015)
О РЕЗУЛЬТАТАХ ИЗУЧЕНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Актуальность и цели. Профессиональная подготовка социальных работников включает обеспечение условий для развития и саморазвития личности социального работника, способного свободно ориентироваться в сложных социокультурных обстоятельствах, ответственно и профессионально действовать в условиях реформируемого общества. Это обуславливает необходимость более глубокого анализа как самого феномена ответственности, так и представлений студентов об ответственности их педагогических подходах к ее формированию. Цель исследования - изучение представления студентов (будущих социальных работников) о профессиональной ответственности. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе использования структурного подхода и теории центрального ядра культуры с применением метода свободных ассоциаций и выявления структурного статуса каждого элемента по показателям частотности ассоциации и ее ранга с последующим статистическим анализом. В исследовании приняли участие студенты старших курсов Восточной экономико-юридической гуманитарной академии (Академии ВЭГУ), обучающиеся по направлению «социальная работа». Результаты. Исследованы частотность ассоциации и ранг ее появления в ответах студентов с выделением центрального ядра и периферийных элементов. Составлены графические модели представлений студентов об ответственности с точки зрения этического (гуманистического) и профессионального содержания и выделения из ядерных элементов. Смысловую значимость исследуемого феномена определяли такие понятия, как внимательность, порядочность (как качества личности) и призвание (как норма профессиональной ответственности); качества, которые характеризуют социального работника, с одной стороны, как разделяющего гуманистические принципы выбранной профессии, с другой - проявляющего признаки профессионализма (компетентность, информированность, мобильность и др.) отнесены студентами к периферийным. Результаты исследования свидетельствуют о несформированности в представлении студентов важных для социального работника проявлений ответственности. Выводы. Проведенное исследование позволило определить элементы, составляющие понятие «профессиональная ответственность социального работника», формирование которого требует поиска инноваций в воспитательном процессе вуза.
Ключевые слова
высшее профессиональное образование; воспитание ответственности; представление студентов об ответственности социального работника; higher professional education; training of responsibility; students’ notion about responsibility of a social worker
STUDENTS’ CONCEPTION ABOUT RESPONSIBILITY. THE RESULTS OF THE STUDY
Significance and aims.Vocational training of social workers includes the provision of conditions for development and self-development of a social worker, who is able to freely navigate in complex socio-cultural circumstances, to act responsibly and professionally in a reformed society. This conditions a deeper analysis of both the phenomenon of responsibility itself, and students’ conceptions about responsibility, and pedagogical approaches to its formation. The aim of the research is the study of students’ conceptions - future social workers - about professional responsibility. Materials and methods.The implementation of the research objectives was achieved through the use of a structural approach and the theory of the central nucleus of culture using the method of free associations and the identification of the structural status of each element in terms of the frequency of the association and its rank with the following statistical analysis. The study involved senior students of Eastern Economics and Legal Academy of Humanities (Academy of VEGU) majoring in «Social Work». Results.The frequency of association and the rank of its appearance in students’ responses with the separation of the central core and peripheral elements were studied. Graphic models of students’ conceptions about responsibility in terms of ethical (humanistic) and professional content and separation from nuclear elements were made. The semantic significance of the phenomenon was defined by such concepts as attentiveness, honesty (as personality’s quality) and mission, as a rule of professional responsibility; qualities which characterize a social worker, on the one hand, as sharing humanistic principles of the chosen profession; and on the other hand, showing signs of professionalism (competence, awareness, mobility, etc.) are attributed by students to the peripheral ones. Conclusion.The study allowed us to determine the elements that make up the concept of «professional responsibility of a social worker», the formation of which requires a search for innovation in the educational process of the university.
Список литературы
-
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 Социальная работа (квалификация (степень) «бакалавр») (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2009 г.)
-
Деметрадзе, М.Р. Ядро традиционных ценностей как феномен постсоветских обществ [Текст] / М.Р. Деметрадзе // Социологические исследования. - 2012. - № 3. - C. 120-127.
-
Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей [Текст] / А.В. Кирьякова. - Оренбург, 1996. - С. 190.
-
Коган, Л.Н. Теория культуры [Текст] / Л.Н. Коган. - Екатеринбург, 1993.
-
Лихачев, Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс [Текст]: учеб. пособие / Б.Т.Лихачев. - М.: Прометей, 1995. - С. 282.
-
Мудрик, А.В. Воспитание в системе образования: воспитание и социализация [Текст] / А.В. Мудрик // Стратегия воспитания в образовательной системе России; под общ. ред. И.А. Зимней. - М., 2004. - С. 13-22.
-
Никандров, Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже ХХI века [Текст] / Н.Д. Никандров. - М.: Наука, 1997. - С. 144.
-
Пащенко-де Превиль, Е. Социальные представления об ответственности у молодежи России и Франции: кросскультурный анализ [Текст] / Е. Пащенко-де Превиль, Е. Дрозда-Сенковска // Психологический журнал. - 2013. - Т. 34. - № 2. - C. 87-98.
-
Сластенин, В.А. О моделировании содержания высшего социального образования [Текст] / В.А. Сластенин // Социальная работа: теория, технология, образование. - 1997. - № 1. - С. 10.
-
Субетто, А.И. Россия и человечество на «перевале» истории в преддверии третьего тысячелетия (избранное) [Текст] / А.И. Субетто. - СПб.: ПАНИ, 1999.
-
Сухих, А.В. Влияние социальных условий на развитие ответственности личности студентов университета [Текст] / А.В. Сухих // Вестник КемГУ. - 2009. - № 2. - С. 59-61.
-
Рувинский, Л.И. Нравственное воспитание личности [Текст] / Л.И. Рувинский. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.
-
Ярская-Смирнова, Е.П. Профессионализация социальной работы в России [Текст] / Е.П. Ярская-Смирнова // Социологические исследования. - 2001. - № 5. - C. 86-95.
-
Abric J.-C. L'approche structurale des representations sociales: developpements recents // Psychologie et Societe. 2001. V. 4. - P. 81-103.
-
Verges P. Approche du noyau central: proprietes quan-titatives et structurales // Structures et transformations des representations sociales / Ed. C. Guimelli. Neuchatel: Delachaux et Niestle, 1994. - P. 233-254.