Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №30 (2) (2015)
ПЕДАГОГИКА УСПЕХА: РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ОПТИМИЗМА В УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ
Статья посвящена авторской разработке педагогической технологии развития оптимизма у будущего учителя: выявлению и изучению приемов и техник развития оптимизма как личностно-профессионального качества, ориентированного на успех и преодоление учебных трудностей на пути к нему. В данной разработке предложены педагогические техники, которые помогают усваивать уроки неуспешного опыта в учебной деятельности, обращаясь к чувству собственного достоинства студента, техники диалога, развивающие позитивное мышление и анализ у наставника; техники эмпатии, эмоциональной поддержки и действенного учебно-педагогического сотрудничества. Благодаря техникам позитивного подкрепления снимается ряд психологических защит, одна из которых - чувство страха перед устным ответом у доски, развивается природная позитивная активность личности и профессионала, направленная на достижение успеха в благоприятной педагогической ситуации - ситуации успеха. Методологическим основанием к созданию ситуации успеха в учебной деятельности автор выдвигает обучение в радости («завтрашняя радость» А.С. Макаренко; «школа радости» В.А. Сухомлинского; «будущая радость» Ш.А. Амонашвили). Автор выдвигает предположение о том, что ситуация успеха как совокупность педагогических техник и приемов, направленных на развитие мотивации достижения и преодоления трудностей, развивает педагогический оптимизм у будущего учителя еще в рамках учебной деятельности. Педагогический оптимизм - способность педагога положительно влиять на воспитанников: «проектировать» в них лучшее, мотивируя на достижение успеха и преодоление учебных и личных трудностей своими силами; на выстраивание траектории собственной жизни, личностного и профессионального развития. Ситуация успеха - совокупность позитивно направленных педагогических техник и приемов, в результате использования которых у студента появляется возможность достижения запланированных учебных результатов и оценки их как успешных.
Ключевые слова
сотрудничество; успех; ситуация успеха; оптимизм; достоинство; техники анализа и понимания причин неуспеха; техники эмоциональной поддержки; cooperation; success; situation of success; optimism; dignity; technique of the analysis and understanding of reasons o
PEDAGOGY OF SUCCESS: THE DEVELOPMENT OF TECHNOLOGY FOR THE DEVELOPMENT OF OPTIMISM IN EDUCATIONAL COOPERATION
The article is devoted to the author's development of educational technology for the development of the future teacher’s optimism: to the identification and study of methods and techniques of the development of optimism as a personality-professional quality, oriented towards success and overcoming educational difficulties on the path to it. This technology proposes pedagogical techniques, which help to learn the lessons of unsuccessful experience in training activities, addressing to the dignity of the student, the techniques of dialogue, developing positive thinking and mentors’ analysis; the techniques of empathy, emotional support and effective educational cooperation. Thanks to the techniques of positive confirmation a number of psychological defenses can be removed, one of which is the fear of the oral answer at the blackboard; positive natural activity of individuals and professionals, aimed at the achievement of success in a supportive educational situation - a situation of success, develops. As the methodological basis for creating a situation of success in training activity, the author proposes training in joy («tomorrow's joy» A.S. Makarenko, «the school of joy» V.A. Sukhomlinsky; «future happiness» W.A. Amonashvili). The author suggests that the situation of success as a set of pedagogical techniques and methods aimed at the development of motivation of achievement, and the overcoming of challenges, develops pedagogical optimism of the future teachers in the framework of training activity. Pedagogical optimism is the ability of the teacher to have a positive impact on pupils: «to design» the best in them giving reasons for the achievement of success and the overcoming of academic and personal difficulties on their own; for making the trajectory of their own lives, personal and professional development. The situation of success is a set of positively directed pedagogical techniques and methods, using which the student gets the opportunity to achieve the planned learning outcomes and assess them as successful.
Список литературы
-
Андреева, Ю.В. Оптимизм в экзистенциальной философии и педагогике: парадоксы и методологические основания [Текст] / Ю.В. Андреева // Знание. Понимание. Умение. - 2013. - № 4. - С. 235-239.
-
Андреева, Ю.В. Педагогический оптимизм: от способности мыслить позитивно к созданию ситуации успеха [Текст] / Ю.В. Андреева // Вестник Юргу. 2012. - № 26.
-
Андреева, Ю.В. Создание ситуации успеха в учебной деятельности подростков [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Ю.В. Андреева. - Екатеринбург, 2003. - 173 с.
-
Андреева, Ю.В. Создание ситуации успеха как воплощение идеи оптимизма: педагогическая интерпретация теории [Текст] / Ю.В. Андреева. - М.: Зелигмана, 2012. - № 4.
-
Белкин, А.С. Ситуация успеха [Текст]: кн. для учителя / А.С. Белкин. - Екатеринбург, 1997. - 185 с.
-
Зелигман, М. Как научиться оптимизму [Текст] / М. Зелигман. - М.: Вече, 1997. - С. 261-262.
-
Питюков, В.Ю. Основы педагогической технологии [Текст]: учеб.-практ. пособие / В.Ю. Питюков. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Гном-Пресс, Моск. город. пед. о-во, 1999. - 192 с.
-
Ромек, В.Г. Теория выученной беспомощности Мартина Селигмана [Текст] / В.Г. Ромек // Журн. практ. психолога. - 2000. - № 3-4. - С. 218-235.
-
Щуркова, Н.Е. Практикум по педагогической технологии [Текст] / Н.Е. Щуркова. -М.: Пед. о-во России, 1998. - 250 с.
-
Seligman, M. E.P. Learned Optimism. N. Y.: Knopf, 1991.