Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №30 (2) (2015)
ИНФОРМАЦИОННО-КОМУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ВЗРОСЛЫХ
Динамические преобразования в современном мире, процессы глобализации актуализируют потребность взрослых в изучении иностранных языков. С одной стороны, владение одним и более иностранными языками развивает межкультурные способности языковой личности, расширяет ее интеркультурное мировидение, с другой стороны, повышает конкурентоспособность специалиста. В статье отмечается, что для интенсификации образовательного процесса необходим учет психологических особенностей обучения иностранному языку взрослых и важна особая методическая поддержка, позволяющая добиваться поставленной цели и отвечать современным требованиям. Важным в обучении взрослых должны выступать развитие автономности языковой личности; реализация принципов совместной деятельности, опоры на опыт; индивидуализация; повышение гибкости в формировании программ обучения; практическая направленность курса; преподаватель должен являться экспертом, организатором, соавтором, наставником, источником знаний. С точки зрения технологической поддержки, информационно-коммуникационные технологии являются решением проблемы эффективного обучения иностранному языку взрослых, позволяющим изменить структуру учебного материала и взглянуть на образование по-новому ввиду их широких дидактических свойств. Автор делится опытом применения Skype-технологии обучения иностранному языку взрослых в рамках работы в Online-школах. Главной особенностью технологии является опосредованный характер телекоммуникационного общения «преподаватель-студент». Сообщается, что ключевыми векторами выступают коммуникативная направленность овладения языком и аутентичность учебного материала. Коммуникативное обучение должно носить деятельностный характер; принцип аутентичности учебного материала реализуется с помощью использования зарубежных комплексов. Прием как средство также выступает важным элементом методической системы. Практическое подтверждение получили такие приемы, как «Брейнсторминг» и «Жужжащая» группа».
Ключевые слова
обучение взрослых; иностранные языки; информационно-коммуникационные технологии; Skype-технология; принципы; приемы; adult education; foreign languages; information and communication technology; Skype-technology; principles; methods
INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE TEACHING OF FOREIGN LANGUAGES TO THE ADULTS
Dynamic changes in the modern world, the processes of globalization actualize the needs of adults in learning foreign languages. On the one hand, the knowledge of one or more foreign languages develops intercultural abilities of a language personality, expands its intercultural vision of the world. On the other hand, it increases the competitiveness of a specialist. The article tells us that for the intensification of the educational process we must take into account the psychological characteristics of teaching adults a foreign language. Special methodological support is also important, allowing adults to achieve their goals and meet modern requirements. The development of the autonomy of the language personality; implementation of principles of joint activities; experience; individualization; increased flexibility in making training programs; practical orientation of the course are vital too. A teacher must be an expert, organizer, co-author, mentor and the source of knowledge. In terms of technological support, information and communication technology is an effective solution to the problem of teaching adults a foreign language that can change the structure of the educational material and let us look at education in a new way because of their broad didactic properties. The author, who works in an online school, shares his experience of using Skype-technology for teaching adults a foreign language. The main feature of the technology is mediated «teacher-student» telecommunication. It is reported that the key vectors are the focus of communicative language teaching and the authenticity of teaching aids. Communicative teaching should have activity character; educational material authenticity principle is realized by using foreign sets. Method as a tool is also an important element of the methodological system. Such techniques as «Brainstorming» and «Buzzing group» have received practical confirmation.
Список литературы
-
Баластов, А.В. Практическое применение информационных технологий при обучении взрослых профессионально ориентированному иноязычному общению в условиях неязыкового вуза [Текст] / А.В. Баластов // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2012. - № 4. - С. 167-170.
-
Барвенко, О.Г. Психологические барьеры в обучении иностранному языку взрослых [Текст]: автореф. дис. ... канд. псих. наук / О.Г. Барвенко. - Ставрополь, 2004. - 23 с.
-
Исаев, Е.А. Компетентностный подход в профессиональном лингвообразовании [Текст] / Е.А. Исаев // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2014. - № 2 (58). - Т. 1. - С. 92-96.
-
Карташова, В.Н. Использование компьютерной программы в автономном обучении студентов немецкому языку [Текст] / В.Н. Карташова // Материалы Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в обеспечении федеральных государственных образовательных стандартов». - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2014. - С. 366-374.
-
Малетина, Л.В. Иноязычное образование в неязыковом вузе - развитие, проблемы, перспективы [Текст] / Л.В. Малетина, И.А. Матвеенко, Н.Ю. Сипайлова // Известия Томского политехнического университета. - 2006. - Т. 309. - № 3. - С. 236-240.
-
Попова, А.В. Дистанционное обучение по системе «Skype» на занятии иностранного языка как метод инновационной педагогики старшей и высшей школы [Текст] / А.В. Попова // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). - Чита: Изд-во Молодой ученый, 2014. - С. 235-236.
-
Старкова, Д.А. Психолингвистические особенности обучения взрослых иностранному языку [Текст] / Д.А. Старкова, Т.В. Польшина // Педагогическое образование в России . - 2012. - № 1. - С. 28-32.
-
Сысоев, П.В. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании [Текст] / П.В. Сысоев. - М., 2013. - 264 с.