Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №30 (2) (2015)
Актуальные проблемы организации научно-исследовательской деятельности в высшем образовательном учреждении
В статье рассматриваются проблемы организации научно-исследовательской деятельности в высшей школе. Раскрывается содержание одного из видов педагогической деятельности - научно-исследовательской, имеющей большое значение в современных условиях развития образования. Описано содержание принципов становления и развития научно-исследовательской деятельности вузовской молодежи в отечественных вузах. Представлены основные задачи по организации научно-исследовательской деятельности в высшей школе. Статья содержит авторское описание понятия «готовность преподавателя к научно-исследовательской деятельности». Рассматриваются несколько аспектов научно-исследовательской деятельности, а именно: личностный, предметный, исследовательский. Выражена авторская точка зрения на необходимость изменений структуры и содержания научно-исследовательской деятельности обучающихся под руководством преподавателей вуза, активное использование эвристического подхода. Уделяется внимание формированию у обучающихся в высшем образовательном учреждении творческого и эвристического мышления. Личностный потенциал играет важную роль в формировании профессиональных компетенций будущих выпускников вузов, оказывает влияние на их профессиональную карьеру. Он охарактеризован в статье как интегральная характеристика уровня личностной зрелости, отражающая меру преодоления личностью заданных обстоятельств, в конечном счете, преодоление личностью самой себя в разнообразных жизненных и профессиональных ситуациях. Раскрываются особенности научно-исследовательской деятельности в современных вузах, обеспечивающие производственный характер образовательного процесса и выступающие как средство позитивного прохождения кризисных ситуаций жизненного, профессионального, производственного характера. Описаны основные направления в подготовке научно-педагогических кадров. Авторы уделяют внимание вопросам развития научных школ в высших образовательных учреждениях. Статья выполнена в русле современных требований к совершенствованию теории и практики подготовки научно-педагогических кадров в высшей школе. Она представляет интерес для преподавателей, аспирантов, адъюнктов, научных сотрудников, будущих бакалавров и магистров. Материалы статьи могут быть использованы при проведении научно-педагогических семинаров в вузах.
Ключевые слова
научно-исследовательская деятельность обучающихся; подготовка научно-педагогических кадров; компетенции; научная школа; высшая школа; математические способности; эвристическое инженерное мышление; личностный потенциал; профессиональный контекст; научная эли
TOPICAl PROBLEMS OF THE ORGANIZATION OF SCIENTIFIC AND RESEARCH ACTIVITY AT THE INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION
The article covers the problems of the organization of scientific and research activity at higher school. The author gives the content of one kind of pedagogical activity - scientific and research one, which has a big role in modern conditions of the development of education. The essence of principles of the formation and development of scientific and research activity of Russian students and the main problems about its organization at higher schools are shown. The article has author’s description of the concept «lecturer’s ability to the scientific and research activity»; reveals the following aspects of scientific and research activity: personal, subject, research. The authors express their opinion on the necessity of changes of structure and content of students’ scientific and research activity under the direction of instructors, active use of heuristic approach; pay special attention to the formation of creative and heuristic thinking. Personal potential plays a big role in the formation of professional competences of future specialists, influences their professional career. It is defined in the article as an integral characteristic of the level of personality’s maturity, which reflects the measure of the overcoming special circumstances by the person, as the result the personality’s overcoming of itself in different live and professional situations. The authors cover the peculiarities of scientific and research activity in modern institutes of higher education, which provide production character of the educational process; they are considered as the means of positive overcoming of crisis situations of live, professional and production kind. Main directions in the training of scientific and pedagogical stuff are described; special attention is paid to the questions of the development of scientific schools in the institutes of higher education. The article is written in the context of modern demands to the perfection of the theory and practice of scientific and pedagogical staff of institutes of higher education. It will be interesting for lecturers, post-graduate students, research workers, future bachelors and masters. The materials of the article can be used at the scientific seminars in the institutes of higher education.
Список литературы
-
Евсеев, С.П. Научно-педагогические школы университета как фактор модернизации высшего физкультурного образования [Текст] / С.П. Евсеев, В.А. Таймазов, С.С. Филиппов // Высшее образование в России. - 2013. - № 7. - С. 15-21.
-
Исаева, Т.Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя [Текст] / Т.Е. Исаева // Педагогика. - 2006. - № 9. - С. 55-60.
-
Кошелева, А.О. Самоактуализация личности в условиях высшего профессионального образования [Текст] / А.О. Кошелева // Образование и общество. - № 2 (37). - Орел: Академия педагогических и социальных наук, 2006. - С. 26-29.
-
Леонтьев, Д.А. и др. Возможности эмпирического исследования личностного потенциала [Текст] / Д.А. Леонтьев, Е.Ю. Мандрикова, Е. Осин, А.В. Плотникова, Е.И. Рассказова // Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития современной России: материалы межрегиональной научно-практической конференции. - М., 2005. - С. 259-260.
-
Леонтьев, Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации / Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова [Текст] / Д.А. Леонтьев; под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. - С. 56-65.
-
Медведев, В.Е. О повышении квалификации преподавателей инженерных вузов [Текст] / В.Е. Медведев // Высшее образование в России. - 2010. - № 2. - С. 15-21.
-
Постановление Правительства от 27 апреля 2005 г. № 260 (в ред. от 02.09.2014) «О мерах по государственной поддержке молодых российских ученых - кандидатов наук и докторов наук и ведущих научных школ Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. Ст. 1686.
-
Постановление Правительства от 21 мая 2013 г. № 424 (в ред. от 23.10.2014 г.) «Федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014-2020 годы» // СЗ РФ. 2013. Ст. 2808.
-
Теслинов, А.Г. Обоснование подходов к образованию развивающего типа [Текст] / А.Г. Теслинов, И.А. Протасова, А.Г. Чернявская // Economies and Management. - 2013. - № 2 (5). - С. 8.
-
Яголковский, С.Р. Системно-структурный подход в анализе мыслительной деятельности субъекта [Текст] / С.Р. Яголковский // Вопросы психологии. - 2009. - № 6. - С.43-51.