Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №30 (2) (2015)
ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ К РАБОТЕ НАД ФОЛЬКЛОРНЫМИ ТЕКСТАМИ НА ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье рассматриваются проблемы подготовки бакалавров к проведению занятий, посвященных ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с фольклорными произведениями; раскрываются цель и содержание курса по выбору «Язык фольклора и учет его особенностей при изучении произведений устного народного творчества в дошкольных образовательных учреждениях»; приводятся примеры заданий, выполнение которых способствует усвоению приемов языкового и литературоведческого анализа. Актуальность темы состоит в том, что автор предлагает, изменив методические подходы к изучению на занятиях в дошкольном учреждении произведений устного народного творчества, нивелировать влияние негативных процессов, которые связаны с утратой у многих молодых людей национальных корней, активизировать процесс формирования уже в раннем детском возрасте интереса к русской культуре, традициям и языковому богатству народа. Предлагаемые упражнения способствуют закреплению у студентов лингвофольклористических знаний, формируют умения применять эти знания на практике. Разработанный для студентов курс по выбору обеспечивает развитие интегративного мышления, так как предполагает изучение лингвистической и фольклористической информации на основе выполнения таких умственных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация. Предлагаемый для исследования материал способствует не только интеллектуальному, но и творческому, эмоциональному развитию студентов, так как фольклорный текст - это источник постижения русской ментальности, а его глубокое осознание приобщает к морально-нравственным ценностям русского народа. Следствием ознакомления с культурологической, исторической, этнографической литературой является повышение общего культурного уровня будущих бакалавров. Таким образом, подготовка студентов к работе над фольклорнымитекстами состоит, прежде всего, в привлечении внимания будущих воспитателей к наиболее проблемными сторонами изучения русского фольклора. Сформированные компетенции обусловят необходимую теоретическую и методическую базу, что позволит успешно организовать занятия с детьми старшего дошкольного возраста с учетом специфики устного народного творчества как культурного феномена.
Ключевые слова
фольклор; текст; приемы анализа; задания языкового и литературоведческого характера; старший дошкольный возраст; folklore; text; techniques of the analysis; language and literary tasks; senior preschool age
BACHELORS’ TRAINING FOR THE WORK ON FOLKLORE TEXTS AT THE LESSONS WITH CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE
The article covers the problems of bachelors’ training for the conduct of lessons, which help to acquaint children of senior pre-school age with folklore works; implements the aim and content of the optional course «Language of folklore and its peculiarities when studying folklore at preschool institutions»; gives the examples of tasks, which help to learn the techniques of language and literary analysis. The author suggests changing the methodological approaches to the teaching at infant schools and grading the influence of negative processes, which are connected with the loss of national roots by many young people. That is why it is necessary to develop the interest to Russian culture, traditions and language heritage in early child’s age. In the article given exercises promote students’ strengthening of language and folklore knowledge, develop skills for using this knowledge in practice. The optional course, which is worked out by the author, provides the development of integrative thinking, as it includes the learning of language and folklore information on the basis of making such mental operations as analysis, synthesis, comparison, generalization, classification. In the article given material provides not only intellectual, but also students’ creative, emotional development, as the folklore text is the source of the achievement of Russian mentality; the deep perception of this text familiarizes us with the values of Russian folk. The result of studying culturological, historical, ethnographic literature is the rise of general cultural level of future bachelors. Thus the training of students for the work on folklore texts includes the attention arresting of future educators to the most problem sides of learning Russian folklore. Generated competences will determine necessary theoretical and methodological basis, it lets successfully organize the lessons with children of senior preschool age taking into account the peculiarities of folklore as a cultural phenomenon.
Список литературы
-
Артеменко, Е.Б. Фольклорная категоризация действительности и мифологическое мышление [Текст] / Е.Б. Артеменко // Традиционная культура. - 2004. - № 3. - С. 3-12.
-
Афанасьев, А.Н. Русские народные сказки [Электронный ресурс] / А.Н. Афанасьев. - Режим доступа: http:// hobbitaniya.ru/afanasyev/afanasyev.php.
-
Круглов, Ю.Г. Фольклор и школа [Текст] / Ю.Г. Круглов // Русское литературоведение в новом тысячелетии: сб. науч. тр. - М., 2003. - С. 390-401.
-
Никитина, С.Е. Устная народная культура и языковое сознание [Текст] / С.Е. Никитина. - М.: Наука, 1993. - 385 с.
-
Суфлян, Л.Ю. Фольклор в ДОУ [Электронный ресурс]: рабочая программа для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата «Дошкольное образование» / Л.Ю. Суфлян. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/411480/.
-
Сомко, Е.Е. Из опыта работы старшего воспитателя по нравственно-патри-отическому воспитанию детей в ДОУ средствами фольклора [Электронный режим] / Е.Е. Сомко. - Режим доступа: http://www.maam.ru
-
Хроленко, А.Т. Семантика фольклорного слова [Текст] / А.Т. Хроленко. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1992. - 137 с.
-
Червинский, П.П. Семантический язык фольклорной традиции [Текст] / П.П. Червинский. - Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского гос. ун-та, 1989. - 224 с.