Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №30 (2) (2015)
ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В статье обобщен опыт использования информационно-коммуникационных технологий, в частности компьютерных обучающих программ, при изучении русского языка в начальной школе. Актуальность исследования определяется тем фактом, что современное общество на данном этапе его развития является информационным и одним из главных направлений этого процесса является информатизация образования. Это предполагает внедрение в школьную практику психолого-педагогических разработок, направленных на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения фактологических знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Одним из «первопроходцев» в данной области стала профессор МГОУ Н.Н. Алгазина, создатель научного направления «Компьютерная поддержка уроков русского языка». Ею был сформирован авторский коллектив, в состав которого входили многие преподаватели кафедры начального образования ЕГУ им. И.А. Бунина, который разработал методику компьютерного обучения по разделам языкознания, создал пакеты программ, которые успешно апробированы во многих школах нашей страны. Представители «ее школы» стали активными участниками федеральной программы информатизации образования, академиками и членами Академии информатизации образования. И на сегодняшний день их опыт работы и результаты разработок программно-методической базы обеспечения информатизации образования распространяются на всю систему образования России. Проводя анализ многолетней деятельности представителей этого научного направления, хотелось бы отметить, что она очень ценна, т.к. практически вооружает педагогов методикой обучения, использующей в учебном процессе компьютер. Данное направление на сегодняшний день остается одним из самых перспективных, т.к. повышает эффективность учебного процесса в области овладения умениями самостоятельного извлечения знаний, развития личности обучаемого, подготовки ученика к комфортной жизни в условиях информационного общества. Это внушает надежду на изменение ситуации с образованием в России, которая на сегодняшний день остается тревожной.
Ключевые слова
информационное общество; информатизация образования; компьютерная поддержка уроков русского языка; information society; informatization of education; computer support of the Russian language lessons
MAIN DIRECTION OF THE DEVELOPMENT OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE RUSSIAN LANGUAGE EDUCATION AT PRIMARY SCHOOL
The article summarizes the experience of the use of information and communication technologies, in particular computer-based training programs, in learning the Russian language at primary school. The significance of the research is defined by the fact that modern society at the present stage of its development is an information society and one of the main directions of this process is the computerization of education. It supposes the introduction of psycho-pedagogical works into classroom practice which are aimed at intensifying the learning process, the implementation of the ideas of developmental education, improving the forms and methods of organization of educational process, facilitating the transition from mechanical mastering of factual knowledge to master the ability to independently acquire new knowledge. One of the «pioneers» in this field was a professor of Moscow State Regional University N.N. Algazina, the creator of the scientific direction «Computer support of Russian language lessons». She formed a team, which included a lot of instructors of the department of primary education of Buin YSU, that developed a method of computer-based training on parts of linguistics, created software packages that have been successfully tested at many schools of our country. Many representatives «of her school» have become active participants of the federal program of informatization of education, academicians and members of the Academy of Informatization of Education. And today their experience and results in software development of program-methodological base for supporting the computerization of education are spread throughout the whole system of education in Russia. Analyzing the long-term activity of representatives of this scientific direction it should be noted that it is very valuable, because it equips teachers with teaching methods which use computer in teaching. This direction today remains one of the most promising, since it increases the efficiency of the learning process in the field of learning to derive knowledge without assistance, developing student’s personality, preparing students to a comfortable life in the information society. It gives hope to change the situation of education in Russia, which today remains alarming.
Список литературы
-
Ваграменко, Я.А. От главного редактора [Текст] / Я.А. Ваграменко // Педагогическая информатика. - 2004. - № 1. - С. 3-4.
-
Ваграменко, Я.А. Об основных направлениях информатизации педагогического образования [Текст] / Я.А. Ваграменко, С.В. Богданова, В.А. Рыжов // Педагогическая информатика. - 2004. - № 1. - С.19-30.
-
Ларских, З.П. Лаборатория компьютерного обучения русскому языку: история и перспективы [Текст] / З.П. Ларских // Русский язык. Актуальные проблемы лингвистики и дидактики: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 80-летию профессора Н.Н. Алгазиной. - Елец: ЕГУ им.И.А. Бунина, 2002. - С. 7-13.