Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №30 (2) (2015)
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ В СФЕРЕ ТУРИЗМА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ
Актуальность выбранной темы обусловлена изменениями, происходящими в жизни общества, потребностью в повышении качества образовательного процесса в вузе, поиском новых возможностей развития педагогической науки и методики профессионального образования на основе компетентностного подхода. В настоящее время важным направлением развития экономики нашей страны стал туризм. Развитие туристской индустрии имеет большое значение для перехода к инновационному социально-ориентированному типу экономического развития России. Растущий спрос на туристские услуги, развитие туризма в свою очередь выдвигают ряд требований к работникам сферы туризма. Специалисты в области туризма должны быть готовы к разработке и продвижению туристско-рекреационного продукта на отечественном и международном рынке труда, реализации проектов туристской индустрии с использованием современных технологий, они должны уметь осуществлять деловое общение с потребителями туристского продукта, принимать наиболее перспективные и гибкие решения в организации туристской деятельности, должны быть способны быстро адаптироваться к окружающей среде, выявлять влияние внешней среды на деятельность компании и уметь прогнозировать спрос. Большое значение в процессе подготовки компетентностного профессионала в сфере туризма уделяется изучению будущими бакалаврами экономических дисциплин. В статье представлены основные моменты авторской педагогической технологии, направленной на формирование профессиональной компетенции будущих бакалавров, направления 100400 «Туризм» на занятиях по экономическим дисциплинам. Внедрение компетентностного подхода в систему профессиональной подготовки бакалавров по направлению 100400 «Туризм» ведет к изменениям в структуре и в содержании профессионального образования, в организации образования и в оценке результатов подготовки выпускников. Автор делится опытом применения интерактивных методов обучения студентов: деловой игры, кейс-стади, разработки проектов.
Ключевые слова
компетентностный подход; профессиональное образование; профессиональная компетенция; интерактивные методы обучения; экономические дисциплины; бакалавр в сфере туризма; туристская индустрия; экономическое развитие; competence-based approach; professional edu
THE IMPLEMENTATION OF COMPETENCE-BASED APPROACH IN TRAINING OF BACHELORS IN THE SPHERE OF TOURISM AT THE LESSONS IN ECONOMIC DISCIPLINES
The significance of the chosen subject is conditioned by the changes happening in the life of society, the need for improvement of quality of educational process at higher education institutions, the search of new opportunities for the development of pedagogical science and a technique of professional education on the basis of competence-based approach. Today tourism is becoming an important direction of the development of economy of our country. The development of the tourist industry is of great importance for transition to innovative socially oriented type of economic development of Russia. The growing demand for tourist services, the development of tourism in turn makes a number of demands to the workers of the sphere of tourism. Experts in the field of tourism have to be ready to the development and the advancement of a tourist and recreational product in domestic and international labor market, the implementation of projects of the tourist industry with the use of modern technologies, they have to be able to conduct business communication with consumers of a tourist product, to make the most perspective and flexible decisions in the organization of tourist activity, have to be capable of adapting quickly to the environment, to reveal the influence of environment on the activity of the company and to be able to predict the demand. Great importance in the course of training a competent professional in the sphere of tourism is given to studying economic subjects by future bachelors. The article focuses on the author's pedagogical technology directed at the formation of professional competence of future bachelors majoring in 100400 Tourism at the lessons in economic disciplines. The introduction of competence-based approach to the system of vocational training of bachelors majoring in 100400 Tourism leads to changes in the structure of the content of professional education, in the organization of education and in the assessment of results of graduates’ training. The author shares his experience of application of interactive methods of students’ training: business game, case-study, development of projects.
Список литературы
-
Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст] / В.А. Болотов, В.Б.Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10.
-
Карташова, В.Н. Формирование у экономистов-менеджеров профессиональных умений в сфере иноязычной письменной коммуникации [Текст]: монография / В.Н. Карташова, С.В. Бочарникова. - Елец, 2014. - 89 с.
-
Самойлов, В.Д. Педагогика и психология высшей школы. Андрогогическая парадигма [Текст] / В.Д. Самойлов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013. - 207 с.
-
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100400 Туризм (квалификация (степень) «бакалавр») Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2009 г. N 489.