Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Аннотации статей.
Вьюнова Н.И., Пуртова С.И.. ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ВОЗБУДИМОСТИ И ВОЛЕВОГО САМОКОНТРОЛЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ: ПОКУРСОВАЯ ДИНАМИКА
Статья посвящена изучению соотношения двух критериев эмоциональной устойчивости (эмоциональная возбудимость и самоконтроль), существенно влияющих на психологическое и эмоциональное здоровье студента. Нами использовался следующий диагностический комплекс: методика «Эмоциональная возбудимость - уравновешенность», разработанная Б.Н. Смирновым, и методика «Диагностика волевого самоконтроля» А.Г. Зверкова и Е.В. Эйдмана, посвященная диагностике уровня волевого компонента самоконтроля. Данные эмпирического исследования, проведенного у бакалавров - педагогов-психологов первого, второго и третьего курсов Воронежского государственного университета, позволили констатировать повышенный уровень эмоциональной возбудимости и низкий уровень волевого самоконтроля практически у половины испытуемых. Также прослежена динамика повышения уровня эмоциональной возбудимости и понижения уровня самоконтроля ко второму году обучения. Среди причин данного факта выделены следующие: увеличение учебных нагрузок, совмещение учебно-профессиональной и профессиональной деятельности, специфика обучения, нарастание некоторой разочарованности в выбранной профессии, а также личностные особенности студентов. К третьему курсу ситуация несколько улучшается, что может быть связано с адаптацией студентов к сложившейся учебно-профессиональной нагрузке и улучшением их эмоционального самочувствия. Проведенный корреляционный анализ позволил выявить связь между двумя феноменами - эмоциональной возбудимостью, проявляющейся у студентов в раздражительности, частой переменчивости настроения, вспыльчивости, излишней ранимости, и одним из показателей волевого самоконтроля - самообладанием, сопровождающимся осознанием собственного эмоционального состояния и управления им. Таким образом, можно предположить, что, развивая волевые качества личности студента, можно повышать уровень его эмоциональной устойчивости, тем самым понижая риск возникновения более серьезных эмоциональных проблем.
This article is devoted to the study of correlation between the two criteria of emotional stability (emotional excitability and self-control), which have a significant effect on psychological and emotional health of the student. We used the following diagnostic complex: the method of «Emotional excitability - stability», developed by B. N. Smirnov, and methods devoted to the diagnosis of the level of volitional component of self-control - «Volitional self-diagnosis» by A.G. Zverkov and E.V. Adman. Empirical studies conducted among bachelors - teachers-psychologists of the first, second and third courses of Voronezh State University, helped to establish an increased level of emotional anxiety and low volitional self-control, almost half of the subjects. Also, the dynamics of increasing emotional excitability and decreasing level of self-control by the second year of studies was observed. Among the reasons for this fact the following are highlighted: increased teaching loads, the combination of educational and professional activities, the specificity of training, the growth of some disappointment in their chosen profession, as well as personal characteristics of students. By the third year the situation improves, which may be related to the adaptation of students to the current educational and professional load and the improvement of their emotional well-being. Correlation analysis revealed a connection between two phenomena - the emotional excitability, manifested in students irritability, frequent changeability of mood, temper, excessive vulnerability, and one of the indicators of volitional self-control, accompanied by the awareness of their own emotional state and its control. Thus, we can assume that developing volitional qualities of student’s personality, it is possible to raise the level of his emotional stability, thus reducing the risk of more serious emotional problems.
Егорушкина Т.Д.. ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ПРОДУКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ОБЩИХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ПРИ ЗАДАЧНОМ ВЫПОЛНЕНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ
В статье рассматриваются современные тенденции в высшем образовании, касающиеся изучения иностранного языка обучающимися в вузах. Поднимаются вопросы организации самостоятельной учебной работы будущих специалистов в процессе изучения иностранного языка в неязыковом вузе. Автор раскрывает особенности организации самостоятельной работы обучающихся, связанные с внедрением компетентностного подхода в подготовку будущих профессионалов. Анализирует дидактические модели развития самостоятельности обучающихся в процессе изучения иностранного языка, уделяет внимание созданию педагогических условий для формирования способностей личности к самообразованию при задачном выполнении самостоятельной учебной работы. В статье раскрыты цели и функции самостоятельной учебной работы по иностранному языку. Анализируются труды отечественных ученых, в которых отражена проблема организации и проведения самостоятельной учебной работы обучающихся в вузе. Выражена авторская точка зрения на формирование профессионально важных способностей будущего специалиста в процессе выполнения самостоятельной учебной работы по иностранному языку в условиях образовательной среды вуза. Автор уделяет внимание вопросам системного психолого-диагностического, дидактико-методического и информационного обеспечения в их единстве при организации самостоятельной учебной работы будущих специалистов в неязыковом вузе. Выдвигается предположение о том, что при задачном выполнении самостоятельной учебной работы будущими специалистами целесообразно применять личностно-развивающие и деятельностно-развивающие задачи, нацеленные на формирование профессиональных способностей личности, которые обеспечат им успешное профессиональное становление. Подчеркивается роль самообразования и самоорганизации личности в современном обществе. Статья выполнена в русле современных требований к совершенствованию теории и практики подготовки специалистов в высшей школе. Она представляет интерес для преподавателей, аспирантов, будущих бакалавров и магистров. Материалы статьи могут быть использованы при проведении научно-методических семинаров на кафедрах высших образовательных заведений.
The article considers current trends in higher education concerning students' learning of foreign language at institutions of higher education. It raises the questions of the organization of independent educational work by would-be specialists while studying foreign language at nonlinguistic higher school. The author reveals the features of the organization of students' independent work, associated with the introduction of competence building approach in the training of would-be professionals. The author also analyses the didactic models of students' independence development while studying foreign language, pays attention to the creation of pedagogical conditions for developing individual's abilities to self-education by task execution of independent educational work. The article describes purposes and functions of independent educational work on foreign language. Besides it analyzes works of national scientists reflecting the problem of organizing and carrying out the independent educational work of trainees at higher school, expresses the author's point of view on forming professionally important abilities of a would-be specialist when performing foreign language individual work in conditions of higher school educational environment. The author pays attention to the problems of systemic psychological-diagnostic, didactic-methodical and information support in their unity through the organization of independent educational work of would-be specialists at nonlinguistic higher school. The author supposes that by task execution of independent educational work it is advisable to apply individual-developing and activity-developing tasks aimed at the formation of individual's professional abilities that will provide them with successful professional formation. The author emphasizes the role of person's self-education and self-organization in modern society. The article is written in accordance with up-to-date requirements to upgrading the theory and practice of specialists' training at higher school. It is of interest to teachers, graduate students, would-be Bachelors and Masters. The material of the article may be used at scientific-methodological seminars at departments of institutions of higher education.
Корышев М.В.. СОРЕВНОВАТЕЛЬНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ОЛИМПИАД ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В настоящее время общество принимает положение о жизненном пути человека как о конкурентной дороге. Успех в конкурентной борьбе невозможен без наличия у индивида качеств, стимулирующих его на участие в состязании с получением максимально высокого результата. В связи с этим особую важность приобретает вопрос о формировании у обучающихся соревновательности, поскольку соревновательность необходимо рассматривать как элемент содержания образования, диктуемого в настоящее время социальным заказом. Под соревновательностью можно понимать совокупность личностных качеств, направленных на достижение поставленной цели с преодолением возникающих на пути препятствий и трудностей с лучшим результатом. Кроме того, соревновательность можно рассматривать как основу для формирования у индивида мотивации достижения в противоположность мотивации избегания неудачи. Создание предпосылок для формирования мотивации достижения представляется абсолютно необходимым в сложившихся в российской образовательной среде условиях, когда олимпиады школьников являют собой площадку, на которой школьник делает свой профессиональный выбор: лица с мотивацией достижения делают более адекватный выбор будущего профессионального пути, чем те, кто ориентирован на избегание неудач. Констатируется противоречие между необходимостью формирования мотивации достижения и внутренней неготовностью обучающихся к участию в конкурентной борьбе. Отмечается необходимость создания условий для участия в олимпиадах учащихся несоревновательного типа. В результате проведенного анализа делается вывод, что реализация комплекса мероприятий, нацеленных на содействие развитию у обучающихся соревновательности, возможна лишь при условии должного осмысления их аксиологических оснований (идеал счастья через познание; идеал индивидуальной победы не столько вопреки, сколько благодаря учету своих слабых сторон, т.е. идеал силы через слабость) в рамках широкого комплекса мероприятий, сопровождающих интеллектуально-творческие испытания.
Currently, the society takes the statement about person’s course of life as a competitive road. Success in competition is impossible without individual qualities, which stimulate to participate in the contest with obtaining the highest possible results. In this regard, of particular importance is the question of the formation of students’ competitiveness, because competitiveness should be considered as an element of educational content, dictated by social order nowadays. Competitiveness can be understood as a set of personal qualities aimed at achieving goals by overcoming existing obstacles and difficulties with the best result. In addition, competitiveness can be considered as the basis for the formation of the individual's achievement motivation as opposed to the motivation of avoiding failure. The creation of prerequisites for the formation of achievement motivation is imperative in the current situation in the Russian education environment when Olympiads are an area where pupils make their professional choice: people with the motivation of achievement make more adequate choice of future career path than those who are focused on avoiding failure. The author notes the contradiction between the need for the formation of achievement motivation and internal reluctance of students to participate in the competition. The need to create conditions for the participation in Olympiads of students of non-competitive type is noted. As a result of analysis it is stated that the implementation of complex of measures aimed at facilitating the development of students’ competitiveness is possible only if proper comprehension of their axiological bases (the ideal of happiness through knowledge; the ideal of individual victories not so much contrary but due to taking into account its weaknesses, i.e. the ideal of strength through weakness) in a broad range of activities that accompany intellectual and creative challenges.
Крикунов А.Е.. Образование и его субъект в философии Л.П. Карсавина
Статья посвящена проблеме определения места и роли образования в философской системе Л.П.Карсавина. Рассматривая образование в качестве процесса становления системы, автор предпринимает попытку философско-педагогической интерпретации предлагаемой Карсавиным теории развития личности. Анализ принимает во внимание характеристику мира в качестве «симфонической» личности. Подчеркивается, что оценка философии Карсавина во многом зависит от отношения к исходной интуиции всеединства. Однако в случае философско-педагогического исследования задачей является определение характера присутствия образования в философской системе, а не оценка системы как таковой. Кроме того, поставленная задача позволяет автору не актуализировать дискуссию относительно соответствия религиозной философии Карсавина христианской догматике. Карсавин рассматривает индивидуальную личность как потенциально тождественную Абсолюту-всеединству. Развитие личности представлено тремя моментами: первичного единства, разъединения и вторичного воссоединения. Спецификой теории является представление о том, что воссоединение только «дополняет», но не отменяет разъединения. Таким образом, развитие сохраняет систему личности во всей ее полноте. Выявляется противоречие между одинаковой ценностью и значением моментов развития отдельной личности и необходимым установлением иерархии, в которой личности могут быть ранжированы по степеням общности и совершенства. Существенно, что иерархическая система мира в философии Карсавина не может быть противопоставлена личности. Индивидуальные личности последовательно рассматриваются Карсавиным в качестве «частей» мира, элементов его системы. Автор делает вывод о принципиальном значении иерархической модели мироустройства для непротиворечивой легитимации образования. Оказывается возможным осуществлять оценку действий, утверждать познание абсолютного в качестве смысла существования человека.
The article is devoted to the problem of defining the place and role of education in L.P. Karsavin’s philosophical system. Considering education as a process of system formation, the author makes an attempt of philosophic and pedagogical interpretation of Karsavin’s theory of personality development. The analysis takes into consideration the description of the world as a «symphonic» personality. It is emphasized that assessment of Karsavin’s philosophy depends to a large extent on the attitude to the initial intuition of all-unity. However, in the case of philosophical and pedagogical research the task is to define the character of presence of education in the philosophical system, but not the evaluation of the system itself. Besides, the assigned task allows the author not to make actual the discussion concerning the correlation of Karsavin’s religious philosophy with Christian dogmatics. Karsavin considers an individual personality as potentially identical to Absolute-all-unity. Personality development is presented by three points: initial unity, dissociation, and second reunion. The specificity of the theory consists in the idea that reunion only «adds», but does not cancel dissociation. Thus, development preserves the system of personality in its entirety. The contradiction is revealed between identical value and significance of moments of a single personality development and necessary establishment of hierarchy, in which personalities can be arranged according to levels of community and perfection. It is important that hierarchical system of the world in Karsavin’s philosophy cannot be contrasted to personality. Individual personalities are successively considered by Karsavin as «parts» of the world, elements of its system. The author makes a conclusion about crucial importance of hierarchical model of world order for consistent legitimation of education. It turns out to be possible to realize the assessment of actions, to affirm perception of absolute as a meaning of human existence.
Николаев В.А., Усольцева Е.В.. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ НА ЭТАПЕ ПРЕНАТАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Статья посвящена анализу опыта народного воспитания ребенка во внутриутробном периоде развития. В народной педагогике существовали многочисленные обычаи, обряды, приметы, обереги, способные, по мнению наших предков, определить пол ребенка, его личностные качества, состояние здоровья, внешний вид, предупредить развитие негативных черт характера. Эти источники народного пренатального воспитания носили, преимущественно, магический характер. В большей степени они мотивировали родителей оберегать здоровье ребенка задолго до рождения, а после рождения заботиться о приобщении к его дому, всестороннем развитии, воспитании, подготовке к полноценной жизни в обществе. Забота матери о будущем ребенка в пренатальный период состояла в выполнении специальных магических действий в период беременности. Особое внимание родные старались проявлять к беременной женщине. Домашние стремились облегчить ей труд и жизнь. Пищу давали «полакомее и повкуснее». Отказать беременной в чем-либо считалось грехом, «ибо этого требует душа младенца». Однако совсем изнеживать себя бездельем будущей матери тоже возбранялось. Приводятся данные отечественных и зарубежных медицинских исследований, подтверждающих возможность планирования пола ребенка с помощью метода «температур», различных диет, специальных упражнений. По данным психологов, желание иметь ребенка того или иного пола не всегда осознается родителями. Часто оно скрыто глубинными личностными конфликтами, установками, семейными, национальными традициями, особенностями социализации, характером взаимоотношений со своими родителями и пр. Современные исследования, инновационный опыт подтверждают позитивное влияние народной педагогики в период пренатального развития ребенка на предотвращение возможных внутриутробных патологий, в том числе речевых.
This article analyzes the experience of national education of a child in prenatal period. There are a lot of customs, rituals, omens, amulets, which were capable, in the opinion of our ancestors, of determining the sex of a child, his personal qualities, state of his health, his appearance, which could prevent the development of negative character traits. These sources of national prenatal education had mainly magical character. They mostly motivated parents to protect the child's health long before his birth and after birth they helped parents accustom the child to the house, they also took part in all-round development of the child, in the preparation to live in the society. During pregnancy mother's care about the child's future in the prenatal period was in the implementation of special magical actions. Relatives tried to pay special attention to the pregnant woman. They tried to make her work and life easier. They gave her the tastiest food. It was a sin to refuse the pregnant in anything, because «baby's soul requires it». However, a pregnant women could not be idle as well. There are domestic and foreign medical studies that confirm the possibility of planning the sex of the child using the method of «temperature», different diets, special exercises. According to psychological data, parents often don't understand which sex they want their unborn child have. It is often hidden by deep personal conflicts, aims, family and national traditions, features of socialization, the nature of the relationship with their parents and others. Contemporary studies, innovative experience confirm the positive influence of folk pedagogy in the period of prenatal development of the child in the prevention of possible fetal abnormalities, including speech disturbances.
Сидорова М.В.. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗАХ К ТРЕБОВАНИЯМ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫМ К СОВРЕМЕННЫМ СПЕЦИАЛИСТАМ
Высокая социальная значимость функций силовых структур ориентирована на подготовку высококвалифицированных кадров, отвечающих требованиям, предъявляемых к их профессиональной деятельности, в современных условиях реформирования и одновременно является одним из важных направлений их развития. Проблема оптимизации подготовки специалистов-профессионалов с последующим закреплением их в подразделениях силовых ведомств не может быть решена в полной мере без изучения условий, влияющих на процесс обучения в ведомственном вузе. Изучение особенностей профессиональной подготовки, осуществляемой в ведомственных вузах, позволило определить ряд противоречий между потребностью современного общества и системы МВД России в высококвалифицированных специалистах-профессионалах и недостаточной практикой подготовки таких специалистов в вузах МВД России. Разрешение выявленных противоречий возможно только при условии исследования психолого-педагогических аспектов адаптации обучающихся в ведомственных вузах к усложнившимся условиям деятельности, что подтверждает ее сложность и многоаспектность. Применительно к вузу МВД установлено, что процесс адаптации личности к вузовскому обучению реализуется в трех ипостасях: служебной, социально-психологической, профессиональной адаптации, каждая из которых обладает особыми специфическими характеристиками с учетом специфики организации образовательного процесса в ведомственном вузе. Обозначены и раскрыты содержательные элементы данного процесса в условиях обучения в виде социальной, психологической, профессиональной и учебной адаптации. При этом установлено, что организованная деятельность, специфичность коммуникаций и познание обучающихся, а также особенности их взаимодействия в образовательном процессе являются ведущими источниками в исследовании личностной адаптации. Обнаружено, что степень адаптивности личности к обучению зависит от наличия трех групп причин, влияющих на данный процесс, а именно: организационно-деятельностных; субъективно-личностных и психологических. Несмотря на то, что на процесс адаптации личности в вузе существенное влияние оказывает непосредственная организация образовательного процесса, по- прежнему знаковой фигурой в образовательном процессе является педагог, он также является субъектом, оказывающим непосредственное воздействие на успешность протекания адаптационных процессов у обучающегося в вузе. Среди факторов, негативно влияющих на процесс адаптации личности, выделяется сама организации данного процесса, которая представлена недостаточным уровнем психолого-педагогической компетентности как преподавательского, так и курсового звена, что существенно сказывается на процессе личностной адаптации обучающихся в ведомственном вузе.
High social significance of functions of power structures focuses on training highly qualified personnel who meet the requirements to their professional activity in modern conditions of reforming, and is one of important areas of their development. The problem of optimizing the training of professionals with their further assignment to units of power departments cannot be addressed fully without studying the conditions that affect the learning process at departmental universities. The study of peculiarities of professional training programmes at departmental institutions of higher education allowed us to identify several contradictions between the need of modern society and the Ministry of Internal Affairs of Russia for highly skilled professionals and the lack of practice in the preparation of such specialists at institutions of higher education of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The solution of identified contradictions is possible only under conditions of the study of pedagogical and psychological aspects of adaptation of students at the departmental universities to complicated environment that confirms its complexity and multidimensionality. With regard to the institution of higher education of the MIA, it was found that the process of adaptation of the personality to the university teaching is implemented in three areas: official, socio-psychological and professional adaptation, each of which has specific characteristics specific taking into account the organization of the educational process at departmental institutions of higher education. Substantial elements of this process in terms of training, in the form of social, psychological, professional, and academic adjustment have been identified and disclosed. It was found that the organizational activity, the specificity of communications and the knowledge of students, as well as the peculiarities of their interactions in the educational process are the leading sources in the study of personal adaptation. It was found that the degree of adaptability of the individual to education depends on the existence of three groups of factors that influence this process, namely: organizational-activity; subjective and personality, and psychological. Despite the fact that the process of adaptation of personality at high school is significantly affected by the organization of the educational process, the teacher is still an important figure in the educational process. He is also a subject that has a direct impact on the success of adaptation processes of students at institutions of higher education. Among the factors that negatively influence the process of adaptation of the personality is the organization of this process, which is represented by an insufficient level of psychological and pedagogical competence of both the teaching and course team, which significantly affects the process of personal adaptation of students at the departmental institution of higher education.
Скрипова Н.Е.. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ НА РАБОЧИЕ ПРОФЕССИИ
В статье обосновывается актуальность проблемы развития ценностной ориентации школьников на рабочие профессии. Компьютерные и автоматизированные современные производства, постоянно изменяющиеся информационные технологии, которые занимают более устойчивые индексы на современных предприятиях, предъявляют достаточно высокие требования к профессиональным умениям, знаниям и навыкам рабочих (работников). Требования рынка труда устанавливают перед системой общего образования новые приоритетные задачи в сфере подготовки рабочих кадров. В связи с этим в последнее десятилетие в правительственных документах, трудах российских ученых и общественных деятелей широко обсуждается вопрос о необходимости повышения престижности рабочих профессий в сознании современных школьников. Необходимо отметить, что в нормативных документах предусмотрены меры по популяризации рабочих профессий среди молодежи по созданию условий для устойчивого профессионального развития. В предложенном исследовании рассматриваются методологические основы развития ценностной ориентации школьников на рабочие профессии в контексте выявления и обоснования закономерностей. Мы под закономерностью понимаем постепенно проявляющиеся внешние и внутренние связи между явлениями, от которых зависит направленность взаимообусловленных процессов, то есть закономерные связи. Ценно то, что представлена портативная система соподчинённых, лаконично сформулированных внешних и внутренних педагогических закономерностей развития ценностной ориентации школьников начального общего, основного общего и среднего общего образования на рабочие профессии. Выделенные закономерности отражают существенные связи развития ценностной ориентации школьников на рабочие профессии, они не рядоположены, а взаимообусловлены и взаимозависимы, образуют единую систему.
The article explains the importance of the development of value orientation of students to working professions. Computer and automated production, modern ever-changing information technologies that occupy more sustainable indices in modern enterprises, set rather high requirements to professional skills, knowledge and skills of workers (employees). The requirements of the labour market set to the general system of education new priorities in the field of vocational training. In this regard, for the last decade the question of the necessity of raising the prestige of working professions among modern students has been widely discussed in government documents, works of the Russian scientists and public figures. It should be noted that normative documents include measures for the popularization of working professions among young people by creating the conditions for sustainable professional development. This study examines the methodological foundations of the development of value orientation of students to working professions in the context of the identification and justification of regularities. Under the regularity we understand gradually appearing outer and inner connections between the phenomena on which the orientation of interdependent processes depend, i.e. natural connections. The paper presents a portable system of subordinated, succinctly formulated internal and external pedagogical regularities of the development of value orientation of pupils of primary and secondary education to blue-collar professions. Selected patterns reflect significant connections of the development of value orientation of students to working professions. They are not the same but interrelated and interdependent, and form a single system.
Смоляр А.И.. АРТ-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ УЧИТЕЛЯ
В статье, исходя из понимания эмоции как формы проявления актуальных потребностей личности и специфической формы отражения, выражающей отношение субъекта к объекту, оценочной функции эмоций, определено содержание эмоционально-оценочной составляющей профессионального самосознания учителя. Оно представлено профессиональной самооценкой и профессиональным самоотношением. На основе анализа многообразных граней воспитательной функции искусства в статье обосновывается возможность развития эмоционально-оценочной составляющей профессионального самосознания учителя в процессе обучения в вузе в рамках направления современной педагогики, называемого арт-педагогикой, в частности, арт-педагогическими средствами; конкретизируется содержание понятия «арт-педагогические средства», дана характеристика основных арт-педагогических средств. Раскрываются основные направления деятельности преподавателя вуза по применению арт-педагогических средств с целью развития эмоционально-оценочной составляющей профессионального самосознания будущего учителя: организация художественного восприятия произведений искусства; организация самостоятельного чтения, просмотра и работы с художественно-педагогическим произведением; привлечение материалов искусства в процессе учебных занятий; работа с художественно-педагогическим произведением как метод педагогического исследования; «включение» студентов в художественно-творческую деятельность. В качестве методов эмпирического изучения эмоционально-оценочной составляющей профессионального самосознания будущего учителя, применялись контент-анализ самоописаний и сочинений студентов, методика изучения самоотношения (МИС). В статье представлен анализ результатов развития эмоционально-оценочной составляющей профессионального самосознания будущего учителя свидетельствующих о ее положительной динамике. Строение профессионального самоотношения студентов-выпускников отличается тем, что у значительного большинства в нем гармонично сочетаются все его составляющие. Меняется и содержание значимого самоотношения: от эмоционального чувства принятия себя до переживания удовлетворенности собой и самоуважения; отмечается рост позитивной самооценки. В заключение делается вывод о том, что арт-педагогические средства содействуют развитию эмоционально-оценочных сторон профессионального самосознания учителя через действие ряда психологических механизмов.
The article defines the content of the emotional and evaluative component of the teacher’s professional self-consciousness upon the concept that an emotion is a form of manifestation of actual personal needs and desires and a specific form of reflection expressing the relation of a subject to an object, and an emotion evaluative function. It is presented by the professional self-assessment and professional self-attitude. Based on the analyses of the diverse educational functions of art the article supports the idea of the possibility of the development of emotional and evaluative component of the teacher’s professional self-consciousness in the process of education at institutes of higher education within the modern pedagogical branch called art-pedagogy in particular by art-pedagogical tools; defines «the art-pedagogical tools» concept, gives the characteristics to the main art-pedagogical tools. The article reveals the teacher’s central focus on applying art-pedagogical tools in order to develop the emotional and evaluative component of the future teacher’s professional self-consciousness: the development of the artistic perception of works of art; the use of works of art at lessons, the organization of individual reading, watching and working with pedagogical works, the work with artistic and pedagogical works as a method of pedagogical research. The content analysis of students’ self-descriptions and compositions and self-attitude research method (further on SARM) were applied as an empiric research tool of emotional and evaluative component of the future teacher’s professional self-consciousness. The analysis of emotional and evaluative component of the future teacher’s professional self-consciousness development shows positive dynamics. The structure of professional self-evaluation of graduate students is characterized by the fact that the vast majority of them harmoniously combine all of its components. The content of the meaningful self-evaluation is changing: from the emotional feelings of self-acceptance to feelings of self-satisfaction and self-esteem; the growth of positive self-esteem In conclusion it is stated that the art pedagogical tools contribute to the development of emotional-evaluative sides of the teacher’s professional identity through the action of a number of psychological mechanisms.
Шевченко О.И., Булысова Т.В.. Особенности реализации исследовательского обучения будущих специалистов на основе применения инфокоммуникационных средств в ведомственном вузе
В статье рассматриваются особенности исследовательского обучения, внедряемого в подготовку специалистов в ведомственном вузе, раскрываются содержание, функции, задачи и этапы его организации. Анализируются труды отечественных ученых, в которых отражена проблема исследовательского обучения. Выражена авторская точка зрения на формирование исследовательской компетентности будущего специалиста в процессе участия в научно-исследовательской деятельности. Авторы уделяют внимание вопросам развития способностей личности в процессе исследовательского обучения в ведомственном вузе. Исследовательское обучение под руководством преподавателя позволяет обучающимся овладеть существенными научными понятиями, представлениями и самостоятельно определять проблемные ситуации, а также группировать факты, признаки в соответствии с общенаучными правилами; анализировать явления, вычленять из них общее и единое, случайное и закономерное, выстроив доказательство или опровергнув гипотезу. Выдвигается предположение о том, что при применении исследовательского обучения у будущих специалистов развивается алгоритмическое мышление, необходимое при выполнении специальных профессиональных задач. В статье рассматривается актуальность использования инфокоммуникационных технологий в целях эффективной организации исследовательского обучения будущих специалистов в ведомственных вузах. Уделяется внимание применению интеллектуальных обучающих систем в подготовке будущих специалистов, развитию информационно-поисковых умений у обучающихся, необходимых им для участия в творческой научно-исследовательской деятельности в вузе. Статья выполнена в русле современных требований к совершенствованию теории и практики подготовки научно-педагогических кадров в высшей школе. Она представляет интерес для преподавателей, аспирантов, адъюнктов, научных сотрудников, будущих бакалавров и магистров. Материалы статьи могут быть использованы при проведении научно-педагогических семинаров в вузах.
The article considers the peculiarities of research training which is introduced into the specialists training at the departmental institute of higher education; it reveals its content, functions, tasks and organization steps. The article analyzes the works of Russian scientists, which reflect the problem of the research training. The author's point of view on the formation of research competence of future specialists in the process of participation in research activities is expressed. The authors pay attention to the issues of personal skills development in the process of research training at the departmental institute of higher education. Research training under the guidance of a teacher allows students to learn important scientific concepts, ideas and to define problem situations and to group facts, signs in accordance with scientific rules; to analyze phenomena, to single out from them common and uniform, random and natural, having built a proof or disproving the hypothesis. The article suggests that the application of the research training of future specialists develops algorithmic thinking which is required to perform specific professional tasks. The article discusses the importance of the use of information and communication technologies for the effective organization of the research training of future specialists at departmental institutes of higher education. Much attention is paid to the use of intelligent tutoring systems in the preparation of future specialists, the development of information retrieval skills of students necessary for participating in creative research activities at institutes of higher education. The article is performed in line with modern requirements to the improvement of the theory and practice of training of the teaching staff at institutes of higher education. It will be interesting for teachers, graduate students, adjuncts, researchers, future bachelors and masters. The article can be used when conducting research and teaching seminars at institutes of higher education.
Авраменко О.В., Корякина Г.А.. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОЛЬКЛОРОМ
В статье указаны основные направления проведения воспитательной работы с детьми дошкольного возраста при ознакомлении их с малыми фольклорными жанрами, например, с пословицами, поговорками, загадками, а также со сказками о животных, с волшебными сказками и др. Основными направлениями воспитательного воздействия на дошкольников посредством использования фольклорного материала являются: 1) воспитание уважительного отношения к труду, к семье; 2) формирование представлений о добре и зле, которые включают приверженность к ценностям справедливости, правды, взаимопомощи, сострадания; 3) воспитание любви к языку, культуре и истории своего народа; 4) воспитание мировоззрения, направленного на сохранение традиций приверженности к ведению здорового образа жизни. Автор указывает, что при организации занятий по усвоению жанров фольклора необходимо учитывать следующие компоненты методической работы, направленные на воспитание личности ребенка: 1. Содержательный компонент, предусматривающий работу по развитию представлений ребенка об окружающем мире. 2. Эмоционально-побудительный компонент, предусматривающий работу по формированию эмоционально-положительных чувств ребенка. 3. Деятельностный компонент, предусматривающий работу по осмыслению ребенком того, как происходит отражение отношения к миру в деятельности. Результатом целенаправленного привлечения фольклора к решению задач воспитания детей дошкольного возраста является формирование у воспитанников таких качеств личности, как патриотизм, справедливость, терпимость, доброта, трудолюбие, общительность, познавательная активность, общая культура поведения и речевая культура. Так, познавательное развитие и развитие речи ребенка в процессе работы с фольклорными жанрами происходит посредством ознакомления с произведениями устного народного творчества, проведения игр, бесед, рассматривания картинок, их обсуждения, заучивания пословиц, поговорок, загадок, что формирует художественный вкус детей и обогащает их речь; реконструкции народных праздников и семейных традиций, к подготовке которых должны широко привлекаться родители; oформления полученных впечатлений в виде альбомов, поделок, рисунков, панно и т. д., что позволяет углубить знания о русской культуре быта.
The article covers main directions of educational work with preschool children while familiarizing them with small folklore genres, for example, proverbs, sayings, riddles, also fairy tales about animals, and magic fairy tales etc. Main directions of the educational influence on preschool children with the help of folklore are: 1) the development of tolerant attitude to lab our, family; 2) the formation of ideas about good and wrong, which include the adherence to such values as justice, truth, mutual aid, compassion; 3) the development of love to language, culture and history of his / her own nation; 4) the development of world view, aimed at the rescue of traditions of adherence to the maintenance of healthy living. The author points out, that it is important to take into account the following components of methodological work when organizing lessons on learning of folklore genres: 1. The content component, which includes the work on the development of child’s ideas about the world around. 2. Emotional and motivational component, which includes the work on the development of positive emotional child’s feelings. 3. Activity component, which includes the work on the understanding how the reflection of the attitude to the world reveals. The result of specially directed use of folklore by solving educational problems is the development of such qualities as patriotism, justice, tolerance, kindness, diligence, sociability, cognitive activity, general culture of behavior and speech culture. Then cognitive development and child’s speech development in the process of work with folklore genres occurs through learning the works of oral folk arts; carrying out games, conversations, having a good look at pictures, their discussion, learning proverbs, sayings, riddles, all these activities form children’s artistic taste and enrich their speech; remodeling public holidays and family traditions with the help of children’s parents; execution of impressions in the form of albums, handcrafted items, posters, panels etc., it allows them to deepen knowledge about Russian life culture.
Волынкина Н.В., Романчук В.О.. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена раскрытию сущности инновационной педагогической технологии, направленной на развитие интеллектуально-творческого потенциала курсантов на учебных занятиях по иностранному языку в военном вузе. Данный процесс представлен тремя этапами: когнитивным, организационно-практическим и итогово-аналитическим. В статье подробно освещаются значимость, цели и сущность каждого из этапов, механизмы их реализации. Авторами подчеркивается, что в процессе реализации данной технологии открытость к новым подходам, мотивация к поиску авторского решения позволяют определить и отрегулировать курсантам свой жизненный путь и профессиональную деятельность, актуализируя при этом процесс саморазвития и самообразования личности. Каждый этап предполагает развитие определенных компонентов интеллектуально-творческого потенциала, который авторы рассматривают как интегральное качество личности, представляющее собой совокупность мотивационного, когнитивного, организационно-деятельностного и рефлексивно-оценочного аспектов. Данные аспекты могут быть мобилизованы и приведены в действие для достижения целей как инструментальных, обеспечивающих овладение терминальными ценностями, так и экзистенциальных, предполагающих расширение самих потенций и возможностей самореализации личности. Интеллектуально-творческий потенциал состоит из циклического взаимодействия пяти компонентов: мотивационно-установочного, содержательного, организационно-деятельностого, праксеологического и рефлексивного. Социально-педагогическая актуальность и практико-ориентированный подход к формированию инновационной педагогической технологии обусловили формирование и развитие компонентов интеллектуально-творческого потенциала в зависимости от этапа инновационной технологии: на мотивационно-когнитивном этапе развиваются мотивационно-установочный и содержательный компоненты, организационно-практический этап направлен на развитие организационно-процессуального и праксеологического компонентов, итогово-аналитический этап сфокусирован на формировании рефлексивного компонента. В статье подчеркивается, что развитие интеллектуально-творческого потенциала является раскрытием глубинных резервов личности, обеспечивающее будущему военному специалисту желание и возможность саморазвиваться на протяжении всей своей профессиональной жизнедеятельности.
The question of proper development ofpedagogical technology has long been an acute one.The article is devoted to the disclosureof the essence of the innovative pedagogical technology, aimed at intellectual and creative potential. This process can be represented by the following consequential stages: cognitive stage, organizational-practical stage and result-analytical stage. The importance, aims and essence of each stage are thoroughly covered in the article. The authors emphasize that during the implementation of the authors’ pedagogical technology being open-minded to new methods, motivated to search personal ways of solving problems lead to the determination and regulation for further self-development both in the field of career and personalrealization. Every single stage implies development of certain components of intellectual-creative potential that we assume to be an integrative personal quality. We postulate that intellectual and creative potential consists of motivation-oriented aspect, content-related aspect, activity-organizational aspect, praxeological aspect and reflection aspect all in complex. These aspects can be mobilized and activated to reach both instrumental and existential goals that propose self-realization extension. Intellectual and creative potential consists of cyclic interaction of five components; they are motivation-oriented component, content-related component, activity-organizational component, praxeological component and reflection component. Social-pedagogical actuality and practice-oriented approach to the formation of the innovative pedagogical technology determine the organization and development of all the intellectual-creative potential components according to the technology stage: cognitive stage implies motivation-oriented and content-related components development, organizational-practical stage is aimed at activity-organizational and praxeological components elaboration, result-analytical stage is focused on reflection component. We particularly emphasize that intellectual and creative potential development means personal revelation of deep reserves. That would provide future military specialists with life-long desire and opportunities for self-development both in personal and professional spheres of life.
Карева Н.В.. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ
Статья посвящена проблеме формирования социокультурной компетенции в условиях обучения иностранному языку в вузе. По мнению автора, именно реализация социокультурного подхода в обучении иностранному языку дает возможность педагогу создавать условия приобщения обучающихся к культуре стран изучаемого языка, глубокого осознания духовных ценностей англоязычного народа, ориентирования в аутентичной языковой среде. В статье подчеркиваются широкие возможности аутентичных материалов, отражающих реальную жизнь носителей языка, особенности национальной культуры, вызывая познавательный интерес обучающихся, их готовность вступать в дискуссию и обсуждать содержание прочитанных текстов или просмотренных видеоматериалов. Работа с аутентичными текстами определена алгоритмом, включающим следующие этапы: предворяющий / предтекстовый (снятие языковых трудностей), текстовый (выполнение репродуктивных видов упражнений), послетекстовый (развитие умения выражать свое отношение к прочитанному). Автор уделяет особое внимание принципам отбора аутентичного материала, который должен быть интересным, доступным пониманию, соответствовать современной реальности иноязычного общества и создавать благоприятные условия для овладения обучающимися новой страноведческой информацией, речевым поведением носителей языка, а значит способствовать успешному формированию их социокультурной компетенции. По мнению автора, для успешного формирования социокультурной компетенции недостаточно ограничиться только аудиторными занятиями. Целесообразно широко использовать возможности внеаудиторной работы в рамках проведения викторин, конкурсов, вечеров по изученной страноведческой тематике, имеющих большое воспитательное значение в плане расширения представлений обучающихся о социокультурных ценностях носителей языка в сопоставлении с ценностями родной культуры.
The article deals with a problem of forming sociocultural competence while teaching foreign languages at institutes of higher education. In the author’s view it is the sociocultural approach in teaching a foreign language that gives a teacher an opportunity to accustom students to a foreign culture, a deep comprehension of natives’ moral values, and create favorable conditions for students’ orientation in the authentic language environment. In the article wide capabilities of authentic stuff representing a real world of natives, specific features of their culture encouraging students’ cognitive interest, their readiness to discuss problems of texts or video films are cоnsidered. The author pays much attention to audio and video material choice that should be interesting, apprehensible and completely consistent with the contemporary reality of the foreign language society and should create favorable conditions for mastering information about a foreign country, speech behavior of natives, their culture and customs thus providing a successful development of sociocultural competence. However the author believes that a work with authentic materials during lessons is not sufficient for providing a successful development of sociocultural competence. The author stresses the urgency of extracurricular educational activities in the form of quiz, contests, parties in accordance with a studied topic, that have a great educational importance in terms of improving students’ views of foreign cultural values.
Малахова Н.Н.. РАЗВИТИЕ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Статья посвящена проблеме поиска эффективных механизмов развития авторской позиции педагога в процессе повышения квалификации. Профессионализм педагога рассматривается как явление открытого характера. Непрерывное обновление и изменение качества профессиональной деятельности является фактором внутренней смысловой потребности педагога. Акцент сделан на системно-целостном аспекте процесса взращивания авторского педагогического опыта. Высказано предположение о том, что на основе многомерной рефлексии у педагога может формироваться объективно-критическая установка по отношению к себе и своему эмпирическому опыту. Закономерным итогом творческого саморазвития в процессе систематической рефлексивной работы может стать создание собственной авторской программы, прообраза авторской педагогической системы. В таком методическом продукте проявятся индивидуальное своеобразие личностных и профессиональных качеств учителя, оптимально выбранная и адаптированная им педагогическая технология. В статье представлен опыт работы по развитию авторской позиции в рамках курсовой подготовки по дополнительной профессиональной программе «Становление авторской позиции педагога» на кафедре педагогики и психологии Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Систематизированы значимые для подготовки и проведения авторского учебного занятия категории. Разработан и представлен терминологический словарь для слушателей. Раскрыта сущность творческих развивающих заданий «Калейдоскоп авторских педагогических изобретений» и «Моё любимое учебное занятие». Утверждается мысль о том, что авторский методический продукт является инструментом развития рефлексивной культуры современного педагога. Проявления авторства можно усматривать в развитии потребности педагога к профессионально-творческой самоидентификации, адекватной включенности в окружающее культурно-образовательное пространство. Решающим фактором обновления школы, учреждений дополнительного образования, вуза является самобытная личность педагога, осознающего авторскую основу своей профессиональной деятельности.
The article deals with the scientific research of affective mechanisms for the development of teacher’s author position at Advanced Training Courses. Considering professionalism as an open system with constant renovation of different qualities of professional activities, the author of the article defines it as an important factor for upgrading, adaptation and accepting new ways of thinking of a teacher. In the focus of the article one can see the idea for the use of system and complex approach to the development of teacher’s author position and his professional experience via multi-spherical reflection in the situations of objective and critical character. As a result of this approach one can find oneself in the situation when it becomes possible for the teacher to create his author’s curriculum for his personal professional style - his authorship with his personified characteristics - individual professional activities and personified technology. The article covers the fundamental results of the research in this sphere via Advanced Training Courses at Novosibirsk Institute of Advanced Training and Retraining of Educators where one can find the presentation of the author’s project on ‘Authorship’, i.e. the topic thesaurus, the criteria of authorship, the system of multi-level creative tasks, different models of personified classrooms, the author’s technology for producing innovative characteristics of a teacher via different training and advanced courses, the methodology of authorship, etc.
Ненахова Е.В.. РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ
Статья посвящена исследованию проблемы развития познавательного интереса у обучающихся старших классов на уроках информатики посредством использования развивающего потенциала интегрированного подхода. Наиболее оптимальной формой реализации интегрированного подхода в рамках предметной системы обучения является интегрированный урок. Информатика имеет большое число естественных интеграционных связей как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне технологий, что позволяет легко интегрировать её с любым учебным предметом школьной программы. Интегрированные уроки информатики разработаны для обучающихся 10 классов, изучающих информатику на базовом уровне. Содержание курса представлено тремя тематическими блоками, интегрированные уроки были проведены в начале изучения каждого блока, а также при обобщении учебно-познавательного материала. Наиболее интересным является интеграция информатики с предметами гуманитарного цикла. Особенно важным это становится при изучении тем, имеющих сложную математическую основу, т.к. происходит деление класса на две группы: обучающиеся с гуманитарным складом ума изначально теряют интерес и пассивны на уроках, а обучающимся с высоким уровнем интереса требуются более сложные здания. Таким образом, интеграция информатики с предметами гуманитарного цикла способствует развитию познавательного интереса на уроках информатики у первой группы обучающихся и поддерживает интерес у другой группы обучающихся. В статье представлены и проанализированы фрагменты трех интегрированных уроков информатики. Интегрированные уроки позволили сделать занятия по информатике информационно насыщенными, ёмкими, наполненные содержанием. Значимым для обучающихся стал успешный перенос знаний и способов деятельности из разных областей при выполнении заданий по информатике, осознание практической значимости предмета, реализация собственных интересов; получение новых знаний приобретает у обучающихся личностный смысл. Интегрированные уроки информатики обладают значительным развивающим и воспитательным потенциалом и оказывают стимулирующее влияние на развитие познавательного интереса у старшеклассников.
The article is dedicated to studying the problem of the development of students’ cognition interest at senior school through applying the developing potential of the integrated approach. The most preferable form of the implementation of the integrated approach within subject system of teaching is an integrated lesson. Information technology has a large number of natural integration ties, both at the level of conceptual apparatus, and at the level of technologies that allow us to integrate it easily with any subject of the curriculum at school. Integrated IT lessons are designed for tenth grade students who study computer science at the basic level. The course contains three thematic units. Integrated classes were given at the beginning of each unit and also while revising educational and informative material. The integration of science with humanitarian subjects is the most interesting point. It becomes particularly important while studying complex mathematical background topics as the class is divided into two groups. Humanitarian-minded pupils are originally passive and lose interest in the classroom, while highly motivated students need more difficult tasks. Thus, the integration of science with the humanitarian subjects stimulates the development of cognitive interest at the IT lessons in the first group of students and at the same time keeps the second group motivated. Three fragments of an integrated IT lesson are presented and analyzed in the article. The integrated lessons allowed us to make IT lessons information-rich, succinct, content-rich. Successful applying of knowledge and activity methods from different fields while completing IT tasks, understanding the usefulness of the subject, realizing their own interests became the most valuable for students. Acquiring new knowledge gets personal meaning. Integrated IT lessons not only have a very big developing and educating potential but also stimulate cognition interest development.
Фролова Н. А.. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ РУК ПИАНИСТОВ: ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ ПРОФИЛАКТИКИ
В статье раскрывается актуальность проблемы профессиональных заболеваний рук пианистов; анализируются причины возникновения и развития болезненных явлений; рассматривается вопрос всеобщей координации движений пианиста, являющийся решающим в профилактике профессиональных заболеваний. Установление координации автор рассматривает с позиции: рациональной, удобной посадки за инструментом, оберегающей от мышечного дискомфорта; постановки руки, определяемой природными особенностями рук пианиста; выработки целесообразных движений, построенных на правильных механических принципах и неразрывной связи со слуховыми и внутренними мышечными ощущениями. Подчеркивается, что комфорт, приятные физические ощущения во время исполнения, создание необходимого рабочего тонуса, достижение взаимодействия между различными структурными элементами, входящими в игровой процесс, составляют суть профилактики профессиональных заболеваний пианиста. В статье определяются способы профилактики профессиональных заболеваний рук пианистов: способ тонизации исполнительского аппарата направлен на создание единого мышечного тонуса, начиная от крупных мышц плеча и заканчивая мелкими пальцевыми мышцами; способ выработки связной игры нацелен на развитие ощущения целостности руки; способ активизации кончиков пальцев способствует укреплению мышц пальцев, ладони, кисти; способ расслабления мышц плеча помогает снять излишнее напряжение в крупных мышцах; способ чередования моментов напряжения и расслабления направлен на выработку интроспективного контроля. Следует отметить, что для более полного освещения исследуемой проблемы автор обращает внимание на поиски и открытия английских и американских педагогов-пианистов, чьи исследования до настоящего времени не были переведены на русский язык и практически неизвестны у нас в стране.
The article reveals the importance of the problem of professional diseases of pianists’ hands; the reasons and disease progress are analysed; the issue of general coordination of pianist’s movements is considered which is of key importance for preventing professional diseases. The author considers the setting of coordination from various points of view: rational, comfortable seat at the instrument, preventing muscle discomfort; hands placement due to natural peculiarities of the pianist's hands; developing the movements based on the right mechanical principals and the close link with acoustical and internal muscle feelings. It is highlighted that comfort, pleasant physical feelings, creating the necessary working tonus, achieving the interaction between various structural elements are parts of the playing process - all this is the essence of preventing pianist’s professional diseases. The ways of preventing professional diseases of pianist's hands are defined: the way of toping up the playing apparatus is aimed at creating the joint muscle tonus starting from big shoulder muscles to small finger muscles; the way of developing the conjunct playing is aimed at developing hand integrity; the way of activating finger tips contributes to strengthening finger and hand muscles; the way of relaxation of the shoulder muscles helps to relieve excessive tension in major muscles; the way of changing tension and relaxation is targeted at developing the introspective control. It should be mentioned that the author pays attention to the works of English and American pianist-teachers, whose works have not been translated into the Russian language and are not known in our country.
Голишев В.И.. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ ПЕРЕВОДЧИКОВ
В статье рассматривается специфика иноязычной подготовки будущих переводчиков, в частности особенности развития исследовательских умений, представляющих собой симбиоз умений, направленных на развитие способности переводчика интерпретировать профессионально значимую информацию на иностранном языке, способности к самопознанию и саморазвитию, к личностному и профессиональному росту. Выявление и реализация специальных условий развития исследовательских умений будущего переводчика в процессе языковой подготовки является залогом достижения успеха. Автор убежден, что более эффективно исследовательские умения будут развиваться, если обозначена номенклатура исследовательских умений; разработано методическое сопровождение; внедряется система оценивания исследовательских умений будущего переводчика. Номенклатура исследовательских умений представляет собой единство таких компонентов, как гностический, перцептивный, дискурсивный, коммуникативный, организаторский, рефлексивный. Методическое сопровождение развития исследовательских умений является тактикой педагогической деятельности, сущность которой состоит в превентивном процессе научения будущего бакалавра самостоятельно и свободно делать осознанный выбор, планировать и организовывать свою научно-исследовательскую деятельность, а также выстраивать стратегию развития исследовательской компоненты межкультурной коммуникативной компетенции. Сущность системы оценивания развития исследовательских умений, применяемой в условиях языковой подготовки будущих переводчиков, заключается в том, что она рейтинговая и базируется на таких принципах, как принцип важности, адекватности, объективности, интегрированности, открытости, простоты. В статье подчеркивается высокая эффективность организации деловых игр в целях развития исследовательских умений будущих переводчиков. Игровая технология обеспечивает введение студентов в будущую профессию посредством моделирования их профессиональной деятельности; включает следующий алгоритм проведения: введение в игру - планирование - принятие решения - проведение деловой игры - выход из игры.
The article deals with the specifics of foreign language training of future translators, in particular features of the development of research skills. Research skills are a mixture of skills aimed at developingtranslator’sability to interpret professional meaningful information in a foreign language, the ability for self-knowledge and self-development, for personal and professional growth. Identification and implementation of special conditions for the development of research skills of future translators in the process of language training is the key to success. The author is convinced that more effective research skills of future translators will be developed if the range of research skillsis designated; methodological support isdeveloped; the system of evaluation of research abilities of future interpreteris introduced. The range of research skills represents the unity of such components as the gnostic, perceptual, discursive, communicative, organizational, reflexive ones. Methodological support of the development of research skills is a tactic of teaching activities, the essence of which is a preventive process of teaching the future bachelor to make conscious choices independently and freely, to plan and organize their research activities, and to build a strategy for the development of the research components of intercultural communicative competence. The essence of the system of assessment of research skills applied by us under conditions of language training of future translators is that it is based on the rating and principles such as the principle of importance, relevance, objectivity, integrity, openness and simplicity. The article highlights high efficiency of the organization of business games in order to develop research skills of future translators. Game technology provides an introduction of students to their future profession by modeling their professional activities. It includes the following algorithm: introduction to the game - planning - decision making - conducting the business game -leaving the game.
Гридунова М.В.. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ МОДЕЛИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
В статье обсуждаются модели межкультурной компетентности (МКК), предложенные отечественными и зарубежными учеными. Приведены подходы к определению понятия «компетентность». Обосновываются место межкультурной компетентности в структуре компетентностного подхода и актуальность исследования данного конструкта. Дана краткая историческая справка относительно первых исследований межкультурной компетентности, указаны их причины. Отмечено, что традиция исследования данной проблемы в современной науке связана с использованием метода моделирования. Предлагаемые модели межкультурной компетентности, как правило, содержат определение межкультурной компетентности, описание ее структуры, критериев, уровней. Н.В. Черняк предложила три основания для классификации моделей МКК: профессиональная принадлежность обладателя МКК (МКК менеджера, педагога и т.п.), универсальность (etic - универсальные и emic - культурно-специфичные модели), характер взаимоотношений структурных компонентов модели (номенклатурные, структурные, каузальные, ко-ориентационные, динамические). В статье проведены теоретический обзор и систематизация отечественных и зарубежных моделей межкультурной компетентности, построенные на основании классификации Н.В. Черняк. Каждый тип моделей сопровождается одним или несколькими примерами - кратким описанием конкретной модели. Рассмотрены примеры универсальной и культурно-специфичной номенклатурных моделей (модель управления неопределенностью В. Гудикунста, модель межкультурной компетенции вторичной языковой личности И.Ф. Птицыной), универсальной структурной модели (модель межкультурной компетенции В.Г. Апалькова), универсальной каузальной модели (интегративная модель межкультурной компетентности Б.Шпицберга, модель А.Д. Карнышева), универсальной ко-ориентационной модели (модель межкультурной коммуникативной компетентности М. Байрама), универсальной динамической модели (модель межкультурной сензитивности Дж. М. Беннета, модель Т.В. Овсянниковой). К некоторым типам моделей приведены примеры, не вошедшие в описанную классификацию. Среди таких моделей находится модель межкультурной невербальной компетентности, предложенная автором данной статьи. Рассмотрение авторской модели с точки зрения используемой классификации показало, что она может быть отнесена сразу к нескольким типам. В заключении обозначено направление дальнейшей работы, связанное с расширением модели межкультурной невербальной компетентности.
The article discusses the intercultural competence (ICC) models proposed by domestic and foreign scientists. The approaches to the definition of «competence» are presented. The place of intercultural competence in the structure of the competence-based approach and the actuality of the study of this construct are justified. A brief historical background about the first studies of intercultural competence and their reasons is given. It is noted that the tradition of the study of this problem in modern science is associated with the use of modeling techniques. The proposed models of intercultural competence, as a rule, contain a definition of intercultural competence, the description of its structure, criteria, levels. N.V. Chernyak offered three criteria for the classification of the ICC models: professional affiliation of the ICC owner (ICC of manager, teacher, etc.), versatility (etic - versatile and emic - culturally-specific models), the nature of relations between the structural components of the model (nomenclative, structural, causal, co-orientational, dynamic). The theoretical review and systematization of domestic and foreign models of intercultural competence, based on the classification of N.V. Chernyak, are submitted. Each type of models is accompanied by one or more examples with a brief description of the model. Examples of universal and culturally-specific nomenclative models (anxiety/uncertainty management model of V. Gudikunst, the model of intercultural competence of secondary language personality of I.F. Ptitsyna), universal structural models (the model of intercultural competence of V.G. Apalkov), universal causal models (integrative model of intercultural competence of B. Shpitsberg, the model of A.D. Karnyshev), universal co-orientational models (the model of intercultural communicative competence of M. Bayram), universal dynamic models (the model of intercultural sensitivity of J.M. Bennett, the model of T.V. Ovsyannikova) are considered. Examples given for some types of models are not included in the described classification. Among these models is a model of intercultural nonverbal competence proposed by the author of this article. Consideration of the author’s model in terms of the classification used showed that it can be attributed to several types. Finally the direction of further work associated with the expansion of the model of intercultural nonverbal competence is scheduled.
Лилейкина А.С.. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КОНТИНГЕНТА ТРЕТЬЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ
В статье представлены вопросы организации образования контингента третьего возраста (КТВ) с учётом опыта функционирования языковых курсов для слушателей данной категории (на примере ряда европейских стран - Франции, Великобритании, Финляндии, Дании, Швеции, а также США, Японии и других государств), даются методические рекомендации, направленные на совершенствование системы языкового образования в Университетах третьего возраста, описываются функции непрерывного образования. Автор освещает сущность понятий «геронтогогика» и «герагокика», а также концепта термина «геротообразование». Рассматриваются примеры функционирования университетов третьего возраста в городе Псков (Россия) и городе Николаев (Украина). Кроме того, затрагивается аспект психоэмоциональных характеристик группы третьего возраста, которую составляет население пенсионного возраста. Таким образом, в России под данную категорию попадают женщины старше пятидесяти пяти лет, и мужчины старше шестидесяти лет. Помимо когнитивных характеристик, автор упоминает о значении социальных факторов и социальных связей. Делается вывод о необходимости учёта всех психофизиологических особенностей КТВ, необходимости разработки современных технологий, адекватных запросам и потребностям данной группы обучаемых, возможности привлечения современных информационно-коммуникативных технологий в рамках дифференцированного подхода для усиления степени восприятия и активизации учебного материала. Отмечается необходимость укрепления и поддержания мотивации в процессе изучения иностранного языка КТВ ввиду отсутствия системы официальной аттестации, оценочного контроля и экзаменационных барьеров в рамках курсов Университетов третьего возраста.
The article deals with some questions related to the experience in teaching English to the third age group. The author considers the examples of functioning of Third Age Universities (on the example of Third Age Universities in France, Great Britain, Finland, Denmark, Sweden, the USA, Japan) and comes to the conclusion of necessary recommendations for teaching English. The author describes the functions of lifelong education and considers the concept of «gerontogy» and the Russian term «gerotogical education». The article describes the experience of functioning of universities of the third age group in the city of Pskov (Russia) and the city of Nikolaev (Ukraine).Moreover, the author takes into account cognitive and psychological characteristics of the third age group. In Russia women over fifty-five and men older than sixty fall under this category. In addition to cognitive characteristics, the author mentions the importance of social factors and social ties. The article concludes the necessity of taking into account all the psychophysiological features of elderly students, necessity of development of new teaching methods which could meet to the needs of the elderly and help them acquire better results in studying a foreign language. It is also important to sustain motivation of students of the third age group due to the lack of formal assessment and exams within the courses of the Universities of the third age group.
Петрова Ю.В.. СПЕЦИФИКА МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ЖУРНАЛИСТИКА»
Статья посвящена проблеме языковой подготовки студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Журналистика», в частности особенностям развития межкультурной коммуникативной компетенции. Отмечается, что одним из ключевых аспектов развития данного личностного образования выступает аргументированное общение, предполагающее понимание различной информации и выражение коммуникативных намерений. Функциями общения в учебно-воспитательном процессе являются: решение учебных задач, социально-психологическое обеспечение процесса, средство организации взаимоотношений «студент-преподаватель». Автор статьи в структуру профессиональной подготовки журналистов в ходе обучения иностранному языку включает межкультурную коммуникативную компетенцию и профессиональную компетенцию. Содержанием профессиональной межкультурной коммуникативной компетенции выступают коммуникативные знания (сопряжены с обобщенным опытом в коммуникативной деятельности и отражают в сознании модели коммуникативно-речевых ситуаций), коммуникативные навыки (связаны со способностью обучающихся грамотно оформлять свое речевое высказывание), коммуникативные умения (выражаются в иноязычных комммуникативных способностях целенаправленно использовать приобретенные знания и навыки с целью выражения своих мыслей в различных речевых ситуациях). Профессиональная компетенция представляет собой совокупность функционального (навыки говорения, аудирования, чтения, письма), рефлексивного (способность проанализировать собственный коммуникативный акт; оценить свое мастерство в овладении этикетными речевыми формулами, риторическими знаниями и умениями) и мотивационного (стремление к актуальному и последующему изучению иностранного языка) компонентов. Условиями формирования профессиональной коммуникативной компетенции бакалавров-журналистов выступают: содержательные (отбор лексико-грамматического материала, специальные ситуационные клише для ведения диалога, речевые образцы, аргументативные техники воздействия); технологические (контрольно-оценочные процедуры, организация активных форм обучения и самообучения, использование инновационных интерактивных технологий); акмеологические (целеполагание, система мотивации и стимулирования).
The article deals with the problem of language training of students majoring in «Journalism», in particular the characteristics of the development of intercultural communicative competence. It is noted that one of the key aspects of the development of this personal quality is reasoned communication, which involves understanding various information and the expression of communicative intentions. The functions of communication in the educational process are: solution of educational problems, social and psychological support of the process, the means of organizing relations «student-teacher». The author in the structure of the training of journalists in the course of teaching a foreign language includes intercultural communicative competence and professional competence. The content of the professional intercultural communicative competence is the communicative knowledge (associated with a generalized experience in communication activities and reflects a conscious model of communicative speech situations), communication skills (related to the ability of students to competently execute their verbal expression), communication abilities (expressed in the foreign language communicative abilities to purposefully use the acquired knowledge and skills in order to express their thoughts in different speech situations). Professional competence is a set of functional (skills of speaking, listening, reading, writing), reflexive (the ability to analyze their own communicative act, to evaluate their skills in mastering speech etiquette formulas, rhetorical skills and knowledge) and motivational (the desire for current and future study of a foreign language) components. The conditions of the formation of professional communicative competence of bachelors-journalists are: the content (the selection of lexical and grammatical material, special situational clichés for a dialogue, speech patterns, argumentative techniques of influence); technology (control and evaluation procedures, organization of active forms of teaching and learning, the use of innovative interactive technologies); akmeology (goal-setting, motivation system).