Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №31 (3) (2015)
ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ВОЗБУДИМОСТИ И ВОЛЕВОГО САМОКОНТРОЛЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ: ПОКУРСОВАЯ ДИНАМИКА
Статья посвящена изучению соотношения двух критериев эмоциональной устойчивости (эмоциональная возбудимость и самоконтроль), существенно влияющих на психологическое и эмоциональное здоровье студента. Нами использовался следующий диагностический комплекс: методика «Эмоциональная возбудимость - уравновешенность», разработанная Б.Н. Смирновым, и методика «Диагностика волевого самоконтроля» А.Г. Зверкова и Е.В. Эйдмана, посвященная диагностике уровня волевого компонента самоконтроля. Данные эмпирического исследования, проведенного у бакалавров - педагогов-психологов первого, второго и третьего курсов Воронежского государственного университета, позволили констатировать повышенный уровень эмоциональной возбудимости и низкий уровень волевого самоконтроля практически у половины испытуемых. Также прослежена динамика повышения уровня эмоциональной возбудимости и понижения уровня самоконтроля ко второму году обучения. Среди причин данного факта выделены следующие: увеличение учебных нагрузок, совмещение учебно-профессиональной и профессиональной деятельности, специфика обучения, нарастание некоторой разочарованности в выбранной профессии, а также личностные особенности студентов. К третьему курсу ситуация несколько улучшается, что может быть связано с адаптацией студентов к сложившейся учебно-профессиональной нагрузке и улучшением их эмоционального самочувствия. Проведенный корреляционный анализ позволил выявить связь между двумя феноменами - эмоциональной возбудимостью, проявляющейся у студентов в раздражительности, частой переменчивости настроения, вспыльчивости, излишней ранимости, и одним из показателей волевого самоконтроля - самообладанием, сопровождающимся осознанием собственного эмоционального состояния и управления им. Таким образом, можно предположить, что, развивая волевые качества личности студента, можно повышать уровень его эмоциональной устойчивости, тем самым понижая риск возникновения более серьезных эмоциональных проблем.
Ключевые слова
эмоциональная возбудимость; волевой самоконтроль; эмоциональная устойчивость; эмоционально-волевая сфера личности; emotional excitability; volitional self-control; emotional stability; emotional-volitional sphere of personality
THE STUDY OF CORRELATION BETWEEN EMOTIONAL EXCITABILITY AND VOLITIONAL SELF-CONTROLOF FUTURE TEACHERS-PSYCHOLOGISTS: COURSE DYNAMICS
This article is devoted to the study of correlation between the two criteria of emotional stability (emotional excitability and self-control), which have a significant effect on psychological and emotional health of the student. We used the following diagnostic complex: the method of «Emotional excitability - stability», developed by B. N. Smirnov, and methods devoted to the diagnosis of the level of volitional component of self-control - «Volitional self-diagnosis» by A.G. Zverkov and E.V. Adman. Empirical studies conducted among bachelors - teachers-psychologists of the first, second and third courses of Voronezh State University, helped to establish an increased level of emotional anxiety and low volitional self-control, almost half of the subjects. Also, the dynamics of increasing emotional excitability and decreasing level of self-control by the second year of studies was observed. Among the reasons for this fact the following are highlighted: increased teaching loads, the combination of educational and professional activities, the specificity of training, the growth of some disappointment in their chosen profession, as well as personal characteristics of students. By the third year the situation improves, which may be related to the adaptation of students to the current educational and professional load and the improvement of their emotional well-being. Correlation analysis revealed a connection between two phenomena - the emotional excitability, manifested in students irritability, frequent changeability of mood, temper, excessive vulnerability, and one of the indicators of volitional self-control, accompanied by the awareness of their own emotional state and its control. Thus, we can assume that developing volitional qualities of student’s personality, it is possible to raise the level of his emotional stability, thus reducing the risk of more serious emotional problems.
Список литературы
-
Ашихмина, О.А. Личностные детерминанты эмоциональной устойчивости (по материалам работы с психологами системы образования) [Текст] / О.А. Ашихмина // Здоровье специалиста: проблемы и пути решения: материалы II заочной Международной научно-практической интернет-конференции [г. Омск, сентябрь-ноябрь 2011 г. / Омский гос. ун-т им. Ф. М. Достоевского; редкол.: Е. С. Асмаковец (отв. ред.) и др.]. - Омск: Издательство ИРООО, 2011.- С. 30-37.
-
Вьюнова, Н.И. Риски в профессиональной деятельности педагога: эмоциональный аспект [Текст] / Н.И. Вьюнова, Е.В. Кривотулова, С.И. Поволяева (Пуртова) // Вестник Воронежского университета. Серия «Проблемы высшего образования». - 2014. - № 1. - С. 28-32.
-
Галустян, О.В. Самоконтроль как компонент организации самостоятельной работы студентов [Текст] / О.В. Галустян // Международный научно-методический симпозиум. Лемпертовские чтения VI. - Пятигорск, 2004. - С. 100-101.
-
Дружинин, В.Н. Психология [Текст]: учебник для гуманитарных вузов / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2007. - 656 с.
-
Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2001. - 752 с.
-
Карманов, А.А. Эмоциональная возбудимость [Электронный ресурс]: Психологический словарь / А.А. Карманов. - Режим доступа: http://azps.ru/articles/proc/emvozb.html (дата обращения: 21.10.2014).
-
Куликов, Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики [Текст]: учебное пособие. / Л.В. Куликов.- СПб: Питер, 2004.- 464 с.
-
Николаева, Е.В. Социально-культурные условия формирования эмоционально-волевой устойчивости подростков в коллективе спортивно-бальной хореографии [Текст]: автореф. дис… канд. пед. наук / Е.В. Николаева. - М., 2006.- 27 с.
-
Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции [Текст] / ред. колл. А.И. Зеличенко, И.М. Карлинская, С.Р. Пантилеев и др. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 160 с.
-
Пуртова, С.И. Анализ особенностей эмоциональной возбудимости будущих педагогов-психологов [Текст] /С.И. Пуртова // Известия ВГПУ. Гуманитарные науки. - № 2. - 2015. - С. 220-222.