Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №31 (3) (2015)
ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ПРОДУКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ОБЩИХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ПРИ ЗАДАЧНОМ ВЫПОЛНЕНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ
В статье рассматриваются современные тенденции в высшем образовании, касающиеся изучения иностранного языка обучающимися в вузах. Поднимаются вопросы организации самостоятельной учебной работы будущих специалистов в процессе изучения иностранного языка в неязыковом вузе. Автор раскрывает особенности организации самостоятельной работы обучающихся, связанные с внедрением компетентностного подхода в подготовку будущих профессионалов. Анализирует дидактические модели развития самостоятельности обучающихся в процессе изучения иностранного языка, уделяет внимание созданию педагогических условий для формирования способностей личности к самообразованию при задачном выполнении самостоятельной учебной работы. В статье раскрыты цели и функции самостоятельной учебной работы по иностранному языку. Анализируются труды отечественных ученых, в которых отражена проблема организации и проведения самостоятельной учебной работы обучающихся в вузе. Выражена авторская точка зрения на формирование профессионально важных способностей будущего специалиста в процессе выполнения самостоятельной учебной работы по иностранному языку в условиях образовательной среды вуза. Автор уделяет внимание вопросам системного психолого-диагностического, дидактико-методического и информационного обеспечения в их единстве при организации самостоятельной учебной работы будущих специалистов в неязыковом вузе. Выдвигается предположение о том, что при задачном выполнении самостоятельной учебной работы будущими специалистами целесообразно применять личностно-развивающие и деятельностно-развивающие задачи, нацеленные на формирование профессиональных способностей личности, которые обеспечат им успешное профессиональное становление. Подчеркивается роль самообразования и самоорганизации личности в современном обществе. Статья выполнена в русле современных требований к совершенствованию теории и практики подготовки специалистов в высшей школе. Она представляет интерес для преподавателей, аспирантов, будущих бакалавров и магистров. Материалы статьи могут быть использованы при проведении научно-методических семинаров на кафедрах высших образовательных заведений.
Ключевые слова
самостоятельная учебная работа; самоорганизация учебно-познавательной деятельности; самостоятельная и познавательная активность личности; познавательная самостоятельность; способности к самообразованию; психолого-диагностическое; дидактико-методическое; и
PROBLEMS OF EVALUATING THE PRODUCTIVITY OF DEVELOPMENT OF INDIVIDUAL'S GENERAL AND SPECIAL ABILITIES BY TASK EXECUTION OF INDEPENDENT EDUCATIONAL WORK AT INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION
The article considers current trends in higher education concerning students' learning of foreign language at institutions of higher education. It raises the questions of the organization of independent educational work by would-be specialists while studying foreign language at nonlinguistic higher school. The author reveals the features of the organization of students' independent work, associated with the introduction of competence building approach in the training of would-be professionals. The author also analyses the didactic models of students' independence development while studying foreign language, pays attention to the creation of pedagogical conditions for developing individual's abilities to self-education by task execution of independent educational work. The article describes purposes and functions of independent educational work on foreign language. Besides it analyzes works of national scientists reflecting the problem of organizing and carrying out the independent educational work of trainees at higher school, expresses the author's point of view on forming professionally important abilities of a would-be specialist when performing foreign language individual work in conditions of higher school educational environment. The author pays attention to the problems of systemic psychological-diagnostic, didactic-methodical and information support in their unity through the organization of independent educational work of would-be specialists at nonlinguistic higher school. The author supposes that by task execution of independent educational work it is advisable to apply individual-developing and activity-developing tasks aimed at the formation of individual's professional abilities that will provide them with successful professional formation. The author emphasizes the role of person's self-education and self-organization in modern society. The article is written in accordance with up-to-date requirements to upgrading the theory and practice of specialists' training at higher school. It is of interest to teachers, graduate students, would-be Bachelors and Masters. The material of the article may be used at scientific-methodological seminars at departments of institutions of higher education.
Список литературы
-
Бабанский, Ю. К. О дидактических основах повышения эффективности обучения [Текст] / Ю. К. Бабанский // Народное образование. - 1986. - № 11. - С. 105-111.
-
Бершадская, М. Д. Высшее образование стран мира в контексте международных показателей (Аналитический обзор) // Вестник высшей школы Almamater. - 2008. - № 11. - C. 49 - 52.
-
Кошелева, А. О. Развитие способностей магистрантов к научно-исследовательской деятельности [Текст]: монография; [под общ. ред. А. О. Кошелевой] / А. О. Кошелева, Э.В. Лукьянчиков, Т.Д. Егорушкина, О.И. Шевченко, Е.А. Кошелева. - Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2014. - 87 с.
-
Управление самостоятельной работой: мировой опыт/ В. Жураковский, З. Сазонова, Н. Чечеткина, Т. Ткачева, С. Курбатов // Высшее образование в России. - 2003. - C. 45 - 49.