Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №31 (3) (2015)
СОРЕВНОВАТЕЛЬНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ОЛИМПИАД ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В настоящее время общество принимает положение о жизненном пути человека как о конкурентной дороге. Успех в конкурентной борьбе невозможен без наличия у индивида качеств, стимулирующих его на участие в состязании с получением максимально высокого результата. В связи с этим особую важность приобретает вопрос о формировании у обучающихся соревновательности, поскольку соревновательность необходимо рассматривать как элемент содержания образования, диктуемого в настоящее время социальным заказом. Под соревновательностью можно понимать совокупность личностных качеств, направленных на достижение поставленной цели с преодолением возникающих на пути препятствий и трудностей с лучшим результатом. Кроме того, соревновательность можно рассматривать как основу для формирования у индивида мотивации достижения в противоположность мотивации избегания неудачи. Создание предпосылок для формирования мотивации достижения представляется абсолютно необходимым в сложившихся в российской образовательной среде условиях, когда олимпиады школьников являют собой площадку, на которой школьник делает свой профессиональный выбор: лица с мотивацией достижения делают более адекватный выбор будущего профессионального пути, чем те, кто ориентирован на избегание неудач. Констатируется противоречие между необходимостью формирования мотивации достижения и внутренней неготовностью обучающихся к участию в конкурентной борьбе. Отмечается необходимость создания условий для участия в олимпиадах учащихся несоревновательного типа. В результате проведенного анализа делается вывод, что реализация комплекса мероприятий, нацеленных на содействие развитию у обучающихся соревновательности, возможна лишь при условии должного осмысления их аксиологических оснований (идеал счастья через познание; идеал индивидуальной победы не столько вопреки, сколько благодаря учету своих слабых сторон, т.е. идеал силы через слабость) в рамках широкого комплекса мероприятий, сопровождающих интеллектуально-творческие испытания.
Ключевые слова
соревновательность; олимпиады; мотивация достижения; аксиология соревновательной деятельности; competitiveness; school academic contests (Olympiads); motivation of achievement; axiology of competitive activity
COMPETITIVENESS AND THE PROBLEMS OF ITS FORMATION BY MEANS OF SECONDARY SCHOOL CONTESTS (OLYMPIADS) IN THE CONTEXT OF CONTINUING EDUCATION
Currently, the society takes the statement about person’s course of life as a competitive road. Success in competition is impossible without individual qualities, which stimulate to participate in the contest with obtaining the highest possible results. In this regard, of particular importance is the question of the formation of students’ competitiveness, because competitiveness should be considered as an element of educational content, dictated by social order nowadays. Competitiveness can be understood as a set of personal qualities aimed at achieving goals by overcoming existing obstacles and difficulties with the best result. In addition, competitiveness can be considered as the basis for the formation of the individual's achievement motivation as opposed to the motivation of avoiding failure. The creation of prerequisites for the formation of achievement motivation is imperative in the current situation in the Russian education environment when Olympiads are an area where pupils make their professional choice: people with the motivation of achievement make more adequate choice of future career path than those who are focused on avoiding failure. The author notes the contradiction between the need for the formation of achievement motivation and internal reluctance of students to participate in the competition. The need to create conditions for the participation in Olympiads of students of non-competitive type is noted. As a result of analysis it is stated that the implementation of complex of measures aimed at facilitating the development of students’ competitiveness is possible only if proper comprehension of their axiological bases (the ideal of happiness through knowledge; the ideal of individual victories not so much contrary but due to taking into account its weaknesses, i.e. the ideal of strength through weakness) in a broad range of activities that accompany intellectual and creative challenges.
Список литературы
-
Heckhausen, H. (1980), Motivation und Handeln: Lehrbuch der Motivationspsychologie. Berlin, Heidelberg, New York: Springer-Verlag, 785 p.
-
Kant, I. (1966), Beantwortung der Frage: Was ist Aufklärung? // Kant I. Werke in 6 Bd. / Hrsg. von W. Weischedel. Bd. VI. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, pp. 53-61.
-
Taterkiewicz, Wł. (1990), Historia filozofii. T. 1: Filozofia starożytna i średniowieczna. Wyd. 12. Warszawa, 387 p.
-
Шварцман, К.А. Философия и воспитание: Критический анализ немарксистских концепций. М.: Политиздат, 1989. 208 с.