Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №31 (3) (2015)
Образование и его субъект в философии Л.П. Карсавина
Статья посвящена проблеме определения места и роли образования в философской системе Л.П.Карсавина. Рассматривая образование в качестве процесса становления системы, автор предпринимает попытку философско-педагогической интерпретации предлагаемой Карсавиным теории развития личности. Анализ принимает во внимание характеристику мира в качестве «симфонической» личности. Подчеркивается, что оценка философии Карсавина во многом зависит от отношения к исходной интуиции всеединства. Однако в случае философско-педагогического исследования задачей является определение характера присутствия образования в философской системе, а не оценка системы как таковой. Кроме того, поставленная задача позволяет автору не актуализировать дискуссию относительно соответствия религиозной философии Карсавина христианской догматике. Карсавин рассматривает индивидуальную личность как потенциально тождественную Абсолюту-всеединству. Развитие личности представлено тремя моментами: первичного единства, разъединения и вторичного воссоединения. Спецификой теории является представление о том, что воссоединение только «дополняет», но не отменяет разъединения. Таким образом, развитие сохраняет систему личности во всей ее полноте. Выявляется противоречие между одинаковой ценностью и значением моментов развития отдельной личности и необходимым установлением иерархии, в которой личности могут быть ранжированы по степеням общности и совершенства. Существенно, что иерархическая система мира в философии Карсавина не может быть противопоставлена личности. Индивидуальные личности последовательно рассматриваются Карсавиным в качестве «частей» мира, элементов его системы. Автор делает вывод о принципиальном значении иерархической модели мироустройства для непротиворечивой легитимации образования. Оказывается возможным осуществлять оценку действий, утверждать познание абсолютного в качестве смысла существования человека.
Ключевые слова
личность; образование; русская философия; всеединство; personality; education; Russian philosophy; all-unity
Education and Its Subject in L.P. Karsavin’s Philosophy
The article is devoted to the problem of defining the place and role of education in L.P. Karsavin’s philosophical system. Considering education as a process of system formation, the author makes an attempt of philosophic and pedagogical interpretation of Karsavin’s theory of personality development. The analysis takes into consideration the description of the world as a «symphonic» personality. It is emphasized that assessment of Karsavin’s philosophy depends to a large extent on the attitude to the initial intuition of all-unity. However, in the case of philosophical and pedagogical research the task is to define the character of presence of education in the philosophical system, but not the evaluation of the system itself. Besides, the assigned task allows the author not to make actual the discussion concerning the correlation of Karsavin’s religious philosophy with Christian dogmatics. Karsavin considers an individual personality as potentially identical to Absolute-all-unity. Personality development is presented by three points: initial unity, dissociation, and second reunion. The specificity of the theory consists in the idea that reunion only «adds», but does not cancel dissociation. Thus, development preserves the system of personality in its entirety. The contradiction is revealed between identical value and significance of moments of a single personality development and necessary establishment of hierarchy, in which personalities can be arranged according to levels of community and perfection. It is important that hierarchical system of the world in Karsavin’s philosophy cannot be contrasted to personality. Individual personalities are successively considered by Karsavin as «parts» of the world, elements of its system. The author makes a conclusion about crucial importance of hierarchical model of world order for consistent legitimation of education. It turns out to be possible to realize the assessment of actions, to affirm perception of absolute as a meaning of human existence.
Список литературы
-
Евлампиев, И.И. История русской метафизики в XIX - XX веках. Русская философия в поисках абсолюта [Текст] / И.И. Евлампиев. Ч. II. - СПб.: Алетейя, 2000. - 413 с.
-
Зеньковский, В.В. История русской философии [Текст] / В.В. Зеньковский. - Харьков: Фолио; М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 896 с.
-
Карсавин, Л.П. Saligia [Текст] / Л.П. Карсавин // Карсавин, Л.П. Малые сочинения / Л.П. Карсавин. - СПб.: АО «Алетейя», 1994. - С. 24-57.
-
Карсавин, Л. О личности [Текст] / Л.П. Карсавин // Карсавин, Л.П. Религиозно-философские сочинения. - Т. 1. / Л.П. Карсавин; сост. и вступ. ст. С.С. Хоружего. - М.: Ренессанс, 1992. - С. 3-232.
-
Карсавин, Л.П. Философия истории [Текст] / Л.П. Карсавин. - СПб.: АО Комплект, 1993. - 352 с.
-
Лев Платонович Карсавин [Текст] / под ред. С.С.Хоружего. - М.: Россйская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. - 527 с.: ил.
-
Сапронов, П.А. Русская философия. Проблема своеобразия и основные линии развития [Текст] / П.А. Сапронов. - СПб.: ИЦ «Гуманитарная академия», 2008. - 480 с.