Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №31 (3) (2015)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ НА ЭТАПЕ ПРЕНАТАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Статья посвящена анализу опыта народного воспитания ребенка во внутриутробном периоде развития. В народной педагогике существовали многочисленные обычаи, обряды, приметы, обереги, способные, по мнению наших предков, определить пол ребенка, его личностные качества, состояние здоровья, внешний вид, предупредить развитие негативных черт характера. Эти источники народного пренатального воспитания носили, преимущественно, магический характер. В большей степени они мотивировали родителей оберегать здоровье ребенка задолго до рождения, а после рождения заботиться о приобщении к его дому, всестороннем развитии, воспитании, подготовке к полноценной жизни в обществе. Забота матери о будущем ребенка в пренатальный период состояла в выполнении специальных магических действий в период беременности. Особое внимание родные старались проявлять к беременной женщине. Домашние стремились облегчить ей труд и жизнь. Пищу давали «полакомее и повкуснее». Отказать беременной в чем-либо считалось грехом, «ибо этого требует душа младенца». Однако совсем изнеживать себя бездельем будущей матери тоже возбранялось. Приводятся данные отечественных и зарубежных медицинских исследований, подтверждающих возможность планирования пола ребенка с помощью метода «температур», различных диет, специальных упражнений. По данным психологов, желание иметь ребенка того или иного пола не всегда осознается родителями. Часто оно скрыто глубинными личностными конфликтами, установками, семейными, национальными традициями, особенностями социализации, характером взаимоотношений со своими родителями и пр. Современные исследования, инновационный опыт подтверждают позитивное влияние народной педагогики в период пренатального развития ребенка на предотвращение возможных внутриутробных патологий, в том числе речевых.
Ключевые слова
пренатальное воспитание; народная педагогика; народные традиции; обычаи; обряды; приметы; подготовка к сознательному родительству; профилактика речевых патологий; prenatal education; folk pedagogy; folk traditions; customs; rituals; omens; preparation for consci
THE USE OF FOLK PEDAGOGY DURING CHILD’S PRENATAL DEVELOPMENT
This article analyzes the experience of national education of a child in prenatal period. There are a lot of customs, rituals, omens, amulets, which were capable, in the opinion of our ancestors, of determining the sex of a child, his personal qualities, state of his health, his appearance, which could prevent the development of negative character traits. These sources of national prenatal education had mainly magical character. They mostly motivated parents to protect the child's health long before his birth and after birth they helped parents accustom the child to the house, they also took part in all-round development of the child, in the preparation to live in the society. During pregnancy mother's care about the child's future in the prenatal period was in the implementation of special magical actions. Relatives tried to pay special attention to the pregnant woman. They tried to make her work and life easier. They gave her the tastiest food. It was a sin to refuse the pregnant in anything, because «baby's soul requires it». However, a pregnant women could not be idle as well. There are domestic and foreign medical studies that confirm the possibility of planning the sex of the child using the method of «temperature», different diets, special exercises. According to psychological data, parents often don't understand which sex they want their unborn child have. It is often hidden by deep personal conflicts, aims, family and national traditions, features of socialization, the nature of the relationship with their parents and others. Contemporary studies, innovative experience confirm the positive influence of folk pedagogy in the period of prenatal development of the child in the prevention of possible fetal abnormalities, including speech disturbances.
Список литературы
-
Байбурин, А.К. Ритуал в традиционной культуре: структурно-семантический анализ восточно-славянских обрядов [Текст] / А.К. Байбурин. - СПб.: Наука, 1993. - 237 с.
-
Брусиловский, А.И. Жизнь до рождения [Текст] / А.И. Брусиловский. - М.: Знание, 1991. - 224 с.
-
Жарикова, Ж.В. Отношение к беременной в народной традиции [Текст] / Ж.В. Жарикова. - М.: Рожана, 1995.
-
Захаров, А. И. Ребенок до рождения [Текст] / А.И. Захаров. - СПб.: Союз, 1998.
-
Кольгуненко, И.И. Хочу родиться здоровым, красивым и счастливым [Текст] / И.И. Кольгуненко, А.В. Гай. - М.: Советский спорт, 1999. .224 с.
-
Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Я.А. Коменский: в 2-х т. - Т.1. - М.: Педагогика, 1982. - 656 с.
-
Крюкова, С.С. Семья и семейный быт крестьян южнорусских губерний России во втор. пол. ХIХ в. [Текст]: дис… канд. филос. наук / С.С. Крюкова. - М., 1992. - 214 с.
-
Николаев, В.А. Истоки русской народной педагогики [Текст] / В.А. Николаев. - М.-Орел, 1996. 136 с.
-
Равич, Р. Как родить здорового ребенка [Текст] / Р.Равич. - М.: Семья и школа, 1996. 208 с.
-
Рождение ребенка в традициях и обрядах Западной Европы [Текст]; под ред. Замятина П.Д. М., 1998.
-
Саргунас, Т. А. Аква. Беседы с Игорем Чарковским. Рассказы о родах в воде [Текст] / Т.А. Саргунас. - М.: Т-Око, 1992. - 74 с.
-
Терещенко, А. Быт русского народа [Текст] / А. Терещенко. - СПб., 1848. - Ч. 1, 4, 5.
-
Чарушин, А.А. Воспитание детей у народа: Отрочество и юность [Текст] / А.А. Чарушин // Известия Архангельского об-ва изучения Русского Севера. 1917. № 5.
-
Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры [Текст]; отв. ред. К.В. Чистов. - М.: Наука, 1987. - 557 с.
-
Этнография детства: сборник фольклорных и этнографических материалов [Текст] / Запись, составление, нотации и фотографии Г.М. Науменко. - М.: Изд-во Беловодье, 1998. - 390 с.