Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №31 (3) (2015)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗАХ К ТРЕБОВАНИЯМ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫМ К СОВРЕМЕННЫМ СПЕЦИАЛИСТАМ
Высокая социальная значимость функций силовых структур ориентирована на подготовку высококвалифицированных кадров, отвечающих требованиям, предъявляемых к их профессиональной деятельности, в современных условиях реформирования и одновременно является одним из важных направлений их развития. Проблема оптимизации подготовки специалистов-профессионалов с последующим закреплением их в подразделениях силовых ведомств не может быть решена в полной мере без изучения условий, влияющих на процесс обучения в ведомственном вузе. Изучение особенностей профессиональной подготовки, осуществляемой в ведомственных вузах, позволило определить ряд противоречий между потребностью современного общества и системы МВД России в высококвалифицированных специалистах-профессионалах и недостаточной практикой подготовки таких специалистов в вузах МВД России. Разрешение выявленных противоречий возможно только при условии исследования психолого-педагогических аспектов адаптации обучающихся в ведомственных вузах к усложнившимся условиям деятельности, что подтверждает ее сложность и многоаспектность. Применительно к вузу МВД установлено, что процесс адаптации личности к вузовскому обучению реализуется в трех ипостасях: служебной, социально-психологической, профессиональной адаптации, каждая из которых обладает особыми специфическими характеристиками с учетом специфики организации образовательного процесса в ведомственном вузе. Обозначены и раскрыты содержательные элементы данного процесса в условиях обучения в виде социальной, психологической, профессиональной и учебной адаптации. При этом установлено, что организованная деятельность, специфичность коммуникаций и познание обучающихся, а также особенности их взаимодействия в образовательном процессе являются ведущими источниками в исследовании личностной адаптации. Обнаружено, что степень адаптивности личности к обучению зависит от наличия трех групп причин, влияющих на данный процесс, а именно: организационно-деятельностных; субъективно-личностных и психологических. Несмотря на то, что на процесс адаптации личности в вузе существенное влияние оказывает непосредственная организация образовательного процесса, по- прежнему знаковой фигурой в образовательном процессе является педагог, он также является субъектом, оказывающим непосредственное воздействие на успешность протекания адаптационных процессов у обучающегося в вузе. Среди факторов, негативно влияющих на процесс адаптации личности, выделяется сама организации данного процесса, которая представлена недостаточным уровнем психолого-педагогической компетентности как преподавательского, так и курсового звена, что существенно сказывается на процессе личностной адаптации обучающихся в ведомственном вузе.
Ключевые слова
адаптация; адаптация личности к вузовскому обучению; ведомственное обучение; психолого-педагогические особенности адаптации личности в вузе МВД России; организация обучения; adaptation; adaptation to high school training; departmental training; the organiz
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE PROBLEM OF ADAPTATION OF STUDENTS AT DEPARTMENTAL UNIVERSITIES TO THE REQUIREMENTS DEMANDED FROM MODERN SPECIALISTS
High social significance of functions of power structures focuses on training highly qualified personnel who meet the requirements to their professional activity in modern conditions of reforming, and is one of important areas of their development. The problem of optimizing the training of professionals with their further assignment to units of power departments cannot be addressed fully without studying the conditions that affect the learning process at departmental universities. The study of peculiarities of professional training programmes at departmental institutions of higher education allowed us to identify several contradictions between the need of modern society and the Ministry of Internal Affairs of Russia for highly skilled professionals and the lack of practice in the preparation of such specialists at institutions of higher education of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The solution of identified contradictions is possible only under conditions of the study of pedagogical and psychological aspects of adaptation of students at the departmental universities to complicated environment that confirms its complexity and multidimensionality. With regard to the institution of higher education of the MIA, it was found that the process of adaptation of the personality to the university teaching is implemented in three areas: official, socio-psychological and professional adaptation, each of which has specific characteristics specific taking into account the organization of the educational process at departmental institutions of higher education. Substantial elements of this process in terms of training, in the form of social, psychological, professional, and academic adjustment have been identified and disclosed. It was found that the organizational activity, the specificity of communications and the knowledge of students, as well as the peculiarities of their interactions in the educational process are the leading sources in the study of personal adaptation. It was found that the degree of adaptability of the individual to education depends on the existence of three groups of factors that influence this process, namely: organizational-activity; subjective and personality, and psychological. Despite the fact that the process of adaptation of personality at high school is significantly affected by the organization of the educational process, the teacher is still an important figure in the educational process. He is also a subject that has a direct impact on the success of adaptation processes of students at institutions of higher education. Among the factors that negatively influence the process of adaptation of the personality is the organization of this process, which is represented by an insufficient level of psychological and pedagogical competence of both the teaching and course team, which significantly affects the process of personal adaptation of students at the departmental institution of higher education.
Список литературы
-
Сидорова, М.В. Социально-педагогические условия адаптации слушателей младших курсов к обучению в высшем учебном заведении МВД России [Текст]: дис.. канд. пед. наук / М.В. Сидорова. - Орел, 1998. - 195 с.
-
Позднякова, О.В. Социальная адаптация как стадия социализации личности [Текст] / О.В. Позднякова // Социальные и экономические явления и процессы. № 5-6. - 2011. - С.362-366.
-
Александровский, Ю.А. Пограничные психические расстройства [Текст] / Ю.А. Александровский. - М.: Медицина, 2000. - 300 с.
-
Селиванов, В.И. Студенческие коллективы [Текст] / В.И. Селиванов. - М., 1994. - С. 163-164.
-
Сластенин, В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки [Текст] / В.А. Сластенин. - М.: Педагогика, 1990. - 300 с.
-
Боинчану, Г.И. Формирование инновационной компетентности преподавателя в образовательных учреждениях МВД России [Текст]: дис.. канд. пед. наук / Г.И. Боинчану. - М., 2011. - 182 с.