Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №31 (3) (2015)
ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ НА РАБОЧИЕ ПРОФЕССИИ
В статье обосновывается актуальность проблемы развития ценностной ориентации школьников на рабочие профессии. Компьютерные и автоматизированные современные производства, постоянно изменяющиеся информационные технологии, которые занимают более устойчивые индексы на современных предприятиях, предъявляют достаточно высокие требования к профессиональным умениям, знаниям и навыкам рабочих (работников). Требования рынка труда устанавливают перед системой общего образования новые приоритетные задачи в сфере подготовки рабочих кадров. В связи с этим в последнее десятилетие в правительственных документах, трудах российских ученых и общественных деятелей широко обсуждается вопрос о необходимости повышения престижности рабочих профессий в сознании современных школьников. Необходимо отметить, что в нормативных документах предусмотрены меры по популяризации рабочих профессий среди молодежи по созданию условий для устойчивого профессионального развития. В предложенном исследовании рассматриваются методологические основы развития ценностной ориентации школьников на рабочие профессии в контексте выявления и обоснования закономерностей. Мы под закономерностью понимаем постепенно проявляющиеся внешние и внутренние связи между явлениями, от которых зависит направленность взаимообусловленных процессов, то есть закономерные связи. Ценно то, что представлена портативная система соподчинённых, лаконично сформулированных внешних и внутренних педагогических закономерностей развития ценностной ориентации школьников начального общего, основного общего и среднего общего образования на рабочие профессии. Выделенные закономерности отражают существенные связи развития ценностной ориентации школьников на рабочие профессии, они не рядоположены, а взаимообусловлены и взаимозависимы, образуют единую систему.
Ключевые слова
закономерности; ценностная ориентация; школьники; духовно-нравственное развитие и воспитание; социализация; рабочие профессии; patterns; value orientation; pupils; spiritually-moral development and education; socialization; working profession
REGULARITIES OF THE DEVELOPMENT OF VALUE ORIENTATION OF STUDENTS TO WORKING PROFESSIONS
The article explains the importance of the development of value orientation of students to working professions. Computer and automated production, modern ever-changing information technologies that occupy more sustainable indices in modern enterprises, set rather high requirements to professional skills, knowledge and skills of workers (employees). The requirements of the labour market set to the general system of education new priorities in the field of vocational training. In this regard, for the last decade the question of the necessity of raising the prestige of working professions among modern students has been widely discussed in government documents, works of the Russian scientists and public figures. It should be noted that normative documents include measures for the popularization of working professions among young people by creating the conditions for sustainable professional development. This study examines the methodological foundations of the development of value orientation of students to working professions in the context of the identification and justification of regularities. Under the regularity we understand gradually appearing outer and inner connections between the phenomena on which the orientation of interdependent processes depend, i.e. natural connections. The paper presents a portable system of subordinated, succinctly formulated internal and external pedagogical regularities of the development of value orientation of pupils of primary and secondary education to blue-collar professions. Selected patterns reflect significant connections of the development of value orientation of students to working professions. They are not the same but interrelated and interdependent, and form a single system.
Список литературы
-
Казаков, А. Ф. Формирование профессиональной ориентации молодёжи в условиях свободного времени [Текст]: дис. … канд. пед. наук: 13.00.05. - Казань, 2011. - 230 с.
-
Пидкасистый, И. П. Педагогика [Текст] / И. П. Пидкасистый, В. И. Беляев, Т. А. Юзефавичус, В. А. Мижериков. - М.: Изд-во Академия, 2010.
-
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 31.12. 2014 № 01/3810 «Об утверждении Концепции развития естественнонаучного и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minobr74.ru/ru
-
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 года № 366-р «Об утверждении плана мероприятий по популяризации рабочих и инженерных профессий».
-
Скрипова, Н. Е. Интерпретация понятия «развитие ценностных ориентаций сельских школьников на рабочие профессии» с позиции идеи о «возвышении потребностей» / Н. Е. Скрипова // Фундаментальные исследования. - 2013 - № 4. - С. 1222-1226.
-
Селянинова, В. А. Организационно-педагогические условия формирования позитивного отношения учащихся к рабочим профессиям [Текст]: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / В. А. Селянинова. - Ижевск, 2011. - 268 с.
-
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».