Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №31 (3) (2015)
АРТ-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ УЧИТЕЛЯ
В статье, исходя из понимания эмоции как формы проявления актуальных потребностей личности и специфической формы отражения, выражающей отношение субъекта к объекту, оценочной функции эмоций, определено содержание эмоционально-оценочной составляющей профессионального самосознания учителя. Оно представлено профессиональной самооценкой и профессиональным самоотношением. На основе анализа многообразных граней воспитательной функции искусства в статье обосновывается возможность развития эмоционально-оценочной составляющей профессионального самосознания учителя в процессе обучения в вузе в рамках направления современной педагогики, называемого арт-педагогикой, в частности, арт-педагогическими средствами; конкретизируется содержание понятия «арт-педагогические средства», дана характеристика основных арт-педагогических средств. Раскрываются основные направления деятельности преподавателя вуза по применению арт-педагогических средств с целью развития эмоционально-оценочной составляющей профессионального самосознания будущего учителя: организация художественного восприятия произведений искусства; организация самостоятельного чтения, просмотра и работы с художественно-педагогическим произведением; привлечение материалов искусства в процессе учебных занятий; работа с художественно-педагогическим произведением как метод педагогического исследования; «включение» студентов в художественно-творческую деятельность. В качестве методов эмпирического изучения эмоционально-оценочной составляющей профессионального самосознания будущего учителя, применялись контент-анализ самоописаний и сочинений студентов, методика изучения самоотношения (МИС). В статье представлен анализ результатов развития эмоционально-оценочной составляющей профессионального самосознания будущего учителя свидетельствующих о ее положительной динамике. Строение профессионального самоотношения студентов-выпускников отличается тем, что у значительного большинства в нем гармонично сочетаются все его составляющие. Меняется и содержание значимого самоотношения: от эмоционального чувства принятия себя до переживания удовлетворенности собой и самоуважения; отмечается рост позитивной самооценки. В заключение делается вывод о том, что арт-педагогические средства содействуют развитию эмоционально-оценочных сторон профессионального самосознания учителя через действие ряда психологических механизмов.
Ключевые слова
профессиональное самосознание учителя; профессиональное самоотношение учителя; профессиональная самооценка; эмоционально-оценочная составляющая самосознания; арт-педагогика; арт-педагогические средства; teacher’s professional self-consciousness; teacher’s
ART-PEDAGOGICAL TOOLS IN THE DEVELOPMENT OF EMOTIONAL AND EVALUATIVE COMPONENTS OF PROFESSIONAL SELF-CONSCIOUSNESS OF A TEACHER
The article defines the content of the emotional and evaluative component of the teacher’s professional self-consciousness upon the concept that an emotion is a form of manifestation of actual personal needs and desires and a specific form of reflection expressing the relation of a subject to an object, and an emotion evaluative function. It is presented by the professional self-assessment and professional self-attitude. Based on the analyses of the diverse educational functions of art the article supports the idea of the possibility of the development of emotional and evaluative component of the teacher’s professional self-consciousness in the process of education at institutes of higher education within the modern pedagogical branch called art-pedagogy in particular by art-pedagogical tools; defines «the art-pedagogical tools» concept, gives the characteristics to the main art-pedagogical tools. The article reveals the teacher’s central focus on applying art-pedagogical tools in order to develop the emotional and evaluative component of the future teacher’s professional self-consciousness: the development of the artistic perception of works of art; the use of works of art at lessons, the organization of individual reading, watching and working with pedagogical works, the work with artistic and pedagogical works as a method of pedagogical research. The content analysis of students’ self-descriptions and compositions and self-attitude research method (further on SARM) were applied as an empiric research tool of emotional and evaluative component of the future teacher’s professional self-consciousness. The analysis of emotional and evaluative component of the future teacher’s professional self-consciousness development shows positive dynamics. The structure of professional self-evaluation of graduate students is characterized by the fact that the vast majority of them harmoniously combine all of its components. The content of the meaningful self-evaluation is changing: from the emotional feelings of self-acceptance to feelings of self-satisfaction and self-esteem; the growth of positive self-esteem In conclusion it is stated that the art pedagogical tools contribute to the development of emotional-evaluative sides of the teacher’s professional identity through the action of a number of psychological mechanisms.
Список литературы
-
Архангельский, С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе: к изучению дисциплины [Текст] / С.И. Архангельский. - М.: Высшая школа, 1974.
-
Берхин, Н.Б. Роль сопереживания в восприятии и создании художественных произведений [Текст] / Н.Б. Берхин // Вопросы психологии. - 1988. - № 4. - С. 155-160.
-
Берхин, Н.Б. Специфика искусства (психологический аспект) [Текст] / Н.Б. Берхин. - М.: Знание, 1984.
-
Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений [Текст] / В.К. Вилюнас. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.
-
Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Искусство, 1986.
-
Изард, К.Э. Психология эмоций [Текст] / К.Э. Изард; пер. с англ. - СПб.: Питер, 1999. (Серия «Мастера психологии»).
-
Лекторский, В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме [Текст] / В.А. Лекторский // Вопросы психологии. 1997. № 11. С. 46-54.
-
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.educom.ru/ru.
-
Пантилеев, С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система [Текст] / С.Р. Пантилеев. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.
-
Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Школа-Пресс, 1997.
-
Педагогика: учеб.пособие для студ. пед. учеб. заведений [Текст] / В.А. Сластенин и др. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
-
Платонов, К.К. Система психологии и теория отражения [Текст] / К.К. Платонов. - М.: Наука, 1982.
-
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1946.
-
Сергеева, Н.Ю. Арт-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки будущего учителя [Текст]: автореф. … дис. д-ра пед. наук / Н.Ю. Сергеева. - Чебоксары, 2010.
-
Смоляр, А.И. Профессиональное самосознание учителя: вопросы методологии, теории и технологии развития [Текст]: монография / А.И. Смоляр. - Самара: ПГСГА, 2013.
-
Сохор, А.Н. Социальные функции искусства и воспитательная роль музыки [Текст] / А.Н. Сохор // Вопросы социологии и эстетики музыки: сб. ст. в 3-х т. - Л.: Советский композитор, 1983. - Т. III. - С. 72-93.