Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №31 (3) (2015)
Особенности реализации исследовательского обучения будущих специалистов на основе применения инфокоммуникационных средств в ведомственном вузе
В статье рассматриваются особенности исследовательского обучения, внедряемого в подготовку специалистов в ведомственном вузе, раскрываются содержание, функции, задачи и этапы его организации. Анализируются труды отечественных ученых, в которых отражена проблема исследовательского обучения. Выражена авторская точка зрения на формирование исследовательской компетентности будущего специалиста в процессе участия в научно-исследовательской деятельности. Авторы уделяют внимание вопросам развития способностей личности в процессе исследовательского обучения в ведомственном вузе. Исследовательское обучение под руководством преподавателя позволяет обучающимся овладеть существенными научными понятиями, представлениями и самостоятельно определять проблемные ситуации, а также группировать факты, признаки в соответствии с общенаучными правилами; анализировать явления, вычленять из них общее и единое, случайное и закономерное, выстроив доказательство или опровергнув гипотезу. Выдвигается предположение о том, что при применении исследовательского обучения у будущих специалистов развивается алгоритмическое мышление, необходимое при выполнении специальных профессиональных задач. В статье рассматривается актуальность использования инфокоммуникационных технологий в целях эффективной организации исследовательского обучения будущих специалистов в ведомственных вузах. Уделяется внимание применению интеллектуальных обучающих систем в подготовке будущих специалистов, развитию информационно-поисковых умений у обучающихся, необходимых им для участия в творческой научно-исследовательской деятельности в вузе. Статья выполнена в русле современных требований к совершенствованию теории и практики подготовки научно-педагогических кадров в высшей школе. Она представляет интерес для преподавателей, аспирантов, адъюнктов, научных сотрудников, будущих бакалавров и магистров. Материалы статьи могут быть использованы при проведении научно-педагогических семинаров в вузах.
Ключевые слова
исследовательское обучение; исследовательская компетентность; инфокоммуникационные средства; ведомственный вуз; инновационные технологии; research training; research competence; info communication means; departmental institute of higher education; innovatio
THE PECULIARITIES OF REALIZATION OF FUTURE SPESIALISTS’ RESEARCH TRAINING ON THE BASIS OF USING INFOCOMMUNICATION MEANS AT THE DEPARTMENTAL INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION
The article considers the peculiarities of research training which is introduced into the specialists training at the departmental institute of higher education; it reveals its content, functions, tasks and organization steps. The article analyzes the works of Russian scientists, which reflect the problem of the research training. The author's point of view on the formation of research competence of future specialists in the process of participation in research activities is expressed. The authors pay attention to the issues of personal skills development in the process of research training at the departmental institute of higher education. Research training under the guidance of a teacher allows students to learn important scientific concepts, ideas and to define problem situations and to group facts, signs in accordance with scientific rules; to analyze phenomena, to single out from them common and uniform, random and natural, having built a proof or disproving the hypothesis. The article suggests that the application of the research training of future specialists develops algorithmic thinking which is required to perform specific professional tasks. The article discusses the importance of the use of information and communication technologies for the effective organization of the research training of future specialists at departmental institutes of higher education. Much attention is paid to the use of intelligent tutoring systems in the preparation of future specialists, the development of information retrieval skills of students necessary for participating in creative research activities at institutes of higher education. The article is performed in line with modern requirements to the improvement of the theory and practice of training of the teaching staff at institutes of higher education. It will be interesting for teachers, graduate students, adjuncts, researchers, future bachelors and masters. The article can be used when conducting research and teaching seminars at institutes of higher education.
Список литературы
-
Ильясова, Р.Р. Исследовательское обучение в высшей школе [Текст] / Р.Р. Ильясова // Наука-RASTUDENT.RU, 2014. - №. 2. - С. 17-22.
-
Кошелева, А.О. Развитие способностей магистрантов к научно-исследовательской деятельности [Текст]: монография / А.О. Кошелева, Э.В. Лукьянчиков, Т.Д. Егорушкина, О.И. Шевченко, Е.А. Кошелева; [под общ. ред. А.О. Кошелевой]. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2014. - 87 с.
-
Скаткин, Н.М. Совершенствование процесса обучения [Текст] / Н.М. Скаткин. - М.: Педагогика, 1971. - С.132.
-
Тютюева, И.А. Проблема научно-исследовательской работы студентов в вузе [Текст] / И.А. Тютюева // Вестник Шадринского государственного педагогического института. - Шадринск: ШГПИ, 2013. - № 1. - С.164-167.
-
Шадриков, В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход [Текст] / В.Д. Шадриков // Высшее образование сегодня, 2004. - № 8. - С. 26-31.