Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №31 (3) (2015)
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОЛЬКЛОРОМ
В статье указаны основные направления проведения воспитательной работы с детьми дошкольного возраста при ознакомлении их с малыми фольклорными жанрами, например, с пословицами, поговорками, загадками, а также со сказками о животных, с волшебными сказками и др. Основными направлениями воспитательного воздействия на дошкольников посредством использования фольклорного материала являются: 1) воспитание уважительного отношения к труду, к семье; 2) формирование представлений о добре и зле, которые включают приверженность к ценностям справедливости, правды, взаимопомощи, сострадания; 3) воспитание любви к языку, культуре и истории своего народа; 4) воспитание мировоззрения, направленного на сохранение традиций приверженности к ведению здорового образа жизни. Автор указывает, что при организации занятий по усвоению жанров фольклора необходимо учитывать следующие компоненты методической работы, направленные на воспитание личности ребенка: 1. Содержательный компонент, предусматривающий работу по развитию представлений ребенка об окружающем мире. 2. Эмоционально-побудительный компонент, предусматривающий работу по формированию эмоционально-положительных чувств ребенка. 3. Деятельностный компонент, предусматривающий работу по осмыслению ребенком того, как происходит отражение отношения к миру в деятельности. Результатом целенаправленного привлечения фольклора к решению задач воспитания детей дошкольного возраста является формирование у воспитанников таких качеств личности, как патриотизм, справедливость, терпимость, доброта, трудолюбие, общительность, познавательная активность, общая культура поведения и речевая культура. Так, познавательное развитие и развитие речи ребенка в процессе работы с фольклорными жанрами происходит посредством ознакомления с произведениями устного народного творчества, проведения игр, бесед, рассматривания картинок, их обсуждения, заучивания пословиц, поговорок, загадок, что формирует художественный вкус детей и обогащает их речь; реконструкции народных праздников и семейных традиций, к подготовке которых должны широко привлекаться родители; oформления полученных впечатлений в виде альбомов, поделок, рисунков, панно и т. д., что позволяет углубить знания о русской культуре быта.
Ключевые слова
воспитание; фольклор; компоненты методической работы; дети дошкольного возраста; education; folklore; components of methodological work; preschool children
EDUCATIONAL ORIENTATION OF THE WORK WITH PRESCHOOL CHILDREN WHILE FAMILIARIZING THEM WITH FOLKLORE
The article covers main directions of educational work with preschool children while familiarizing them with small folklore genres, for example, proverbs, sayings, riddles, also fairy tales about animals, and magic fairy tales etc. Main directions of the educational influence on preschool children with the help of folklore are: 1) the development of tolerant attitude to lab our, family; 2) the formation of ideas about good and wrong, which include the adherence to such values as justice, truth, mutual aid, compassion; 3) the development of love to language, culture and history of his / her own nation; 4) the development of world view, aimed at the rescue of traditions of adherence to the maintenance of healthy living. The author points out, that it is important to take into account the following components of methodological work when organizing lessons on learning of folklore genres: 1. The content component, which includes the work on the development of child’s ideas about the world around. 2. Emotional and motivational component, which includes the work on the development of positive emotional child’s feelings. 3. Activity component, which includes the work on the understanding how the reflection of the attitude to the world reveals. The result of specially directed use of folklore by solving educational problems is the development of such qualities as patriotism, justice, tolerance, kindness, diligence, sociability, cognitive activity, general culture of behavior and speech culture. Then cognitive development and child’s speech development in the process of work with folklore genres occurs through learning the works of oral folk arts; carrying out games, conversations, having a good look at pictures, their discussion, learning proverbs, sayings, riddles, all these activities form children’s artistic taste and enrich their speech; remodeling public holidays and family traditions with the help of children’s parents; execution of impressions in the form of albums, handcrafted items, posters, panels etc., it allows them to deepen knowledge about Russian life culture.
Список литературы
-
Аникин, В.П. Русское устное народное творчество [Текст] / В. П. Аникин. - М.: Высшая школа, 2007. - 726 с.
-
Белоусова, З.В. Русские народные сказки для дошкольников [Электронный ресурс] / З.В. Белоусова. - Режим доступа: http://belzo.ru/skazki/russkie-narodnyie-skazki-dlya-doshkolnikov.html.
-
Ларских, З.П. Комплексное использование виртуальных и реальных сюжетно-ролевых игр как одно из условий развития мышления старших дошкольников [Текст] / З.П. Ларских // Вестник Брянского государственного университета: Серия «Педагогика и психология». - 2014. - № 1. - С. 179 - 183.
-
Лобынцева, Е. Пословицы и поговорки о труде в работе с дошкольниками [Электронный ресурс] / Е. Лобынцева. - Режим доступа: http://www.maam.ru
-
Минц, С.И. Русская фольклористика [Текст]: хрестоматия / С.И. Минц, Э. В. Померанцева. - М., 1971.
-
Осеннева, М. Знакомство детей с русским фольклором [Текст] / М. Осеннева // Дошкольное воспитание. - 2010. - №11. - С. 110.
-
Ряховская, К. Народные подвижные игры [Текст] / К. Ряховская // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 6.
-
Сомко, Е.Е. Из опыта работы старшего воспитателя по нравственно-патриотическому воспитанию детей в ДОУ средствами фольклора [Электронный ресурс] / Е.Е. Сомко. - Режим доступа: http://www.maam.ru.
-
Суфлян, Л.Ю. Фольклор в ДОУ [Электронный документ]: Рабочая программа для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата «Дошкольное образование» / Л.Ю. Суфлян. - Режим доступа: http://festival.1september.ru.