Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №31 (3) (2015)
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена раскрытию сущности инновационной педагогической технологии, направленной на развитие интеллектуально-творческого потенциала курсантов на учебных занятиях по иностранному языку в военном вузе. Данный процесс представлен тремя этапами: когнитивным, организационно-практическим и итогово-аналитическим. В статье подробно освещаются значимость, цели и сущность каждого из этапов, механизмы их реализации. Авторами подчеркивается, что в процессе реализации данной технологии открытость к новым подходам, мотивация к поиску авторского решения позволяют определить и отрегулировать курсантам свой жизненный путь и профессиональную деятельность, актуализируя при этом процесс саморазвития и самообразования личности. Каждый этап предполагает развитие определенных компонентов интеллектуально-творческого потенциала, который авторы рассматривают как интегральное качество личности, представляющее собой совокупность мотивационного, когнитивного, организационно-деятельностного и рефлексивно-оценочного аспектов. Данные аспекты могут быть мобилизованы и приведены в действие для достижения целей как инструментальных, обеспечивающих овладение терминальными ценностями, так и экзистенциальных, предполагающих расширение самих потенций и возможностей самореализации личности. Интеллектуально-творческий потенциал состоит из циклического взаимодействия пяти компонентов: мотивационно-установочного, содержательного, организационно-деятельностого, праксеологического и рефлексивного. Социально-педагогическая актуальность и практико-ориентированный подход к формированию инновационной педагогической технологии обусловили формирование и развитие компонентов интеллектуально-творческого потенциала в зависимости от этапа инновационной технологии: на мотивационно-когнитивном этапе развиваются мотивационно-установочный и содержательный компоненты, организационно-практический этап направлен на развитие организационно-процессуального и праксеологического компонентов, итогово-аналитический этап сфокусирован на формировании рефлексивного компонента. В статье подчеркивается, что развитие интеллектуально-творческого потенциала является раскрытием глубинных резервов личности, обеспечивающее будущему военному специалисту желание и возможность саморазвиваться на протяжении всей своей профессиональной жизнедеятельности.
Ключевые слова
интеллектуально-творческий потенциал; педагогическая технология; компонент; этап; саморазвитие; intellectual and creative potential; pedagogical technology; component; stage; self-development
PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF CADETS’ INTELLECTUAL AND CREATIVE POTENTIAL DEVELOPMENT DURING FOREIGN LANGUAGE EDUCATION AT MILITARY UNIVERSITY
The question of proper development ofpedagogical technology has long been an acute one.The article is devoted to the disclosureof the essence of the innovative pedagogical technology, aimed at intellectual and creative potential. This process can be represented by the following consequential stages: cognitive stage, organizational-practical stage and result-analytical stage. The importance, aims and essence of each stage are thoroughly covered in the article. The authors emphasize that during the implementation of the authors’ pedagogical technology being open-minded to new methods, motivated to search personal ways of solving problems lead to the determination and regulation for further self-development both in the field of career and personalrealization. Every single stage implies development of certain components of intellectual-creative potential that we assume to be an integrative personal quality. We postulate that intellectual and creative potential consists of motivation-oriented aspect, content-related aspect, activity-organizational aspect, praxeological aspect and reflection aspect all in complex. These aspects can be mobilized and activated to reach both instrumental and existential goals that propose self-realization extension. Intellectual and creative potential consists of cyclic interaction of five components; they are motivation-oriented component, content-related component, activity-organizational component, praxeological component and reflection component. Social-pedagogical actuality and practice-oriented approach to the formation of the innovative pedagogical technology determine the organization and development of all the intellectual-creative potential components according to the technology stage: cognitive stage implies motivation-oriented and content-related components development, organizational-practical stage is aimed at activity-organizational and praxeological components elaboration, result-analytical stage is focused on reflection component. We particularly emphasize that intellectual and creative potential development means personal revelation of deep reserves. That would provide future military specialists with life-long desire and opportunities for self-development both in personal and professional spheres of life.
Список литературы
-
Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - С. 3.
-
Волынкина, Н.В. Закономерности развития интеллектуально-творческих способностей личности в контексте реализации инфолингвистической системы в высшей школе [Текст] / Н.В. Волынкина // Психология образования в поликультурном пространстве - 2011. - № 4 (16). - С. 44-52.
-
Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие [Текст] / П.Я. Гальперин. - М., 1985.
-
Гузеев, В.В. Образовательная технология: от приема до философии [Текст] / В.В. Гузеев / М.: Сентябрь, 1996. - 112 с.
-
Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике [Текст] / М.В. Кларин. - Рига, 1995. - С. 67.
-
Кларин, М.В. Педагогическая технология [Текст] / М.В. Кларин. - М., 1989. - С. 123.
-
Лихачев, Б.Т. Педагогика [Текст] / М.В. Кларин. - М., 1992. - С. 118.
-
Махмутов, М.И. Современный урок [Текст] / М.И. Махмутов. - М., 1985. - С 72.
-
Монахов, В.М. Технологические основы проектирования иконструирования учебного процесса [Текст] / В.М. Монахов. - Волгоград, 1995. - С. 53.
-
Селевко, Г.К. Накопление и систематизация профессиональных знаний // Формирование личности учителя. - М., 1980.-C 34.
-
Selevko, G.K. (1980), Accumulation and systematization of professional knowledge [Nakoplenie i sistematizatsiya professional'nykh znaniy. Formirovanie lichnosti uchitelya], M., p. 34.
-
Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - C 256 .