Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №31 (3) (2015)
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ
Статья посвящена проблеме формирования социокультурной компетенции в условиях обучения иностранному языку в вузе. По мнению автора, именно реализация социокультурного подхода в обучении иностранному языку дает возможность педагогу создавать условия приобщения обучающихся к культуре стран изучаемого языка, глубокого осознания духовных ценностей англоязычного народа, ориентирования в аутентичной языковой среде. В статье подчеркиваются широкие возможности аутентичных материалов, отражающих реальную жизнь носителей языка, особенности национальной культуры, вызывая познавательный интерес обучающихся, их готовность вступать в дискуссию и обсуждать содержание прочитанных текстов или просмотренных видеоматериалов. Работа с аутентичными текстами определена алгоритмом, включающим следующие этапы: предворяющий / предтекстовый (снятие языковых трудностей), текстовый (выполнение репродуктивных видов упражнений), послетекстовый (развитие умения выражать свое отношение к прочитанному). Автор уделяет особое внимание принципам отбора аутентичного материала, который должен быть интересным, доступным пониманию, соответствовать современной реальности иноязычного общества и создавать благоприятные условия для овладения обучающимися новой страноведческой информацией, речевым поведением носителей языка, а значит способствовать успешному формированию их социокультурной компетенции. По мнению автора, для успешного формирования социокультурной компетенции недостаточно ограничиться только аудиторными занятиями. Целесообразно широко использовать возможности внеаудиторной работы в рамках проведения викторин, конкурсов, вечеров по изученной страноведческой тематике, имеющих большое воспитательное значение в плане расширения представлений обучающихся о социокультурных ценностях носителей языка в сопоставлении с ценностями родной культуры.
Ключевые слова
социокультурная компетенция; социокультурные ценности; аутентичная языковая среда; sociocultural competence; sociocultural values; authentic language environment
THE FORMATION OF THE SOCIOCULTURAL COMPETENCE WHILE TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AT INSTITUTES OF HIGHER EDUCATION
The article deals with a problem of forming sociocultural competence while teaching foreign languages at institutes of higher education. In the author’s view it is the sociocultural approach in teaching a foreign language that gives a teacher an opportunity to accustom students to a foreign culture, a deep comprehension of natives’ moral values, and create favorable conditions for students’ orientation in the authentic language environment. In the article wide capabilities of authentic stuff representing a real world of natives, specific features of their culture encouraging students’ cognitive interest, their readiness to discuss problems of texts or video films are cоnsidered. The author pays much attention to audio and video material choice that should be interesting, apprehensible and completely consistent with the contemporary reality of the foreign language society and should create favorable conditions for mastering information about a foreign country, speech behavior of natives, their culture and customs thus providing a successful development of sociocultural competence. However the author believes that a work with authentic materials during lessons is not sufficient for providing a successful development of sociocultural competence. The author stresses the urgency of extracurricular educational activities in the form of quiz, contests, parties in accordance with a studied topic, that have a great educational importance in terms of improving students’ views of foreign cultural values.
Список литературы
-
Воронина, Г.И. Организация работы с аутентичными текстами молодежной прессы в старших классов школ с углубленным изучением немецкого языка [Текст] / Г.И. Воронина // Иностранные языки в школе. - 1999. - № 2.
-
Гез, Н.И. О факторах, определяющих успешность аудирования иноязычной речи [Текст] / Н.И. Гез. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - С. 161 - 189.
-
Елизарова, Г.В. О природе социокультурной компетенции [Текст] / Г.В. Елизарова// Слово, предложение и текст как интерпретирующие системы. Studia Linguistica 8. - СПб: Тригон, 1999. - С. 274 - 281.
-
Корнилова, Л.А. Социокультурная компетенция как одна из составляющих профессионального мастерства учителя иностранного языка [Текст] / Л.А. Корнилова // Международный сборник научных трудов; отв. ред.: В.М. Курицын. - Шуя: Весть, ШГПУ, 2002. - С.40-43.
-
Мильруд, Р.П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку [Текст] / Р.П. Мильруд, И.Р. Максимова // ИЯШ - 2000 №4. С.14-19
-
Саланович, Н.А. Обучение чтению аутентичных текстов лингвострановедческого содержания [Текст] / Н.А. Саланович // Иностранный язык в школе. № 1. 1999.