Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №31 (3) (2015)
РАЗВИТИЕ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Статья посвящена проблеме поиска эффективных механизмов развития авторской позиции педагога в процессе повышения квалификации. Профессионализм педагога рассматривается как явление открытого характера. Непрерывное обновление и изменение качества профессиональной деятельности является фактором внутренней смысловой потребности педагога. Акцент сделан на системно-целостном аспекте процесса взращивания авторского педагогического опыта. Высказано предположение о том, что на основе многомерной рефлексии у педагога может формироваться объективно-критическая установка по отношению к себе и своему эмпирическому опыту. Закономерным итогом творческого саморазвития в процессе систематической рефлексивной работы может стать создание собственной авторской программы, прообраза авторской педагогической системы. В таком методическом продукте проявятся индивидуальное своеобразие личностных и профессиональных качеств учителя, оптимально выбранная и адаптированная им педагогическая технология. В статье представлен опыт работы по развитию авторской позиции в рамках курсовой подготовки по дополнительной профессиональной программе «Становление авторской позиции педагога» на кафедре педагогики и психологии Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Систематизированы значимые для подготовки и проведения авторского учебного занятия категории. Разработан и представлен терминологический словарь для слушателей. Раскрыта сущность творческих развивающих заданий «Калейдоскоп авторских педагогических изобретений» и «Моё любимое учебное занятие». Утверждается мысль о том, что авторский методический продукт является инструментом развития рефлексивной культуры современного педагога. Проявления авторства можно усматривать в развитии потребности педагога к профессионально-творческой самоидентификации, адекватной включенности в окружающее культурно-образовательное пространство. Решающим фактором обновления школы, учреждений дополнительного образования, вуза является самобытная личность педагога, осознающего авторскую основу своей профессиональной деятельности.
Ключевые слова
авторская позиция педагога; рефлексия профессионального опыта; авторский методический продукт; система творческих развивающих заданий; teacher’s author position; reflection of professional experience; the personified methodological result; the system of c
THE DEVELOPMENT OF TEACHER’s AUTHOR POSITION IN THE SYSTEM OF ADVANCED TRAINING
The article deals with the scientific research of affective mechanisms for the development of teacher’s author position at Advanced Training Courses. Considering professionalism as an open system with constant renovation of different qualities of professional activities, the author of the article defines it as an important factor for upgrading, adaptation and accepting new ways of thinking of a teacher. In the focus of the article one can see the idea for the use of system and complex approach to the development of teacher’s author position and his professional experience via multi-spherical reflection in the situations of objective and critical character. As a result of this approach one can find oneself in the situation when it becomes possible for the teacher to create his author’s curriculum for his personal professional style - his authorship with his personified characteristics - individual professional activities and personified technology. The article covers the fundamental results of the research in this sphere via Advanced Training Courses at Novosibirsk Institute of Advanced Training and Retraining of Educators where one can find the presentation of the author’s project on ‘Authorship’, i.e. the topic thesaurus, the criteria of authorship, the system of multi-level creative tasks, different models of personified classrooms, the author’s technology for producing innovative characteristics of a teacher via different training and advanced courses, the methodology of authorship, etc.
Список литературы
-
Буланкина, Н.Е. Культуротворческая миссия образования [Текст] / Н.Е. Буланкина, Е.А. Елизова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. №1. - Т. 45. - 2010. - С.4-7.
-
Ермолаева, М.Г. Авторская позиция учителя как условие реализации личностно значимого образования [Текст] / М.Г.Ермолаева // Мир науки, культуры, образования. №2 (39). 2013. - С.100-102.
-
Малахова, Н.Н. Авторская позиция учителя - ресурс развития педагогического профессионализма в условиях модернизации образования [Текст] / Н.Н.Малахова // Педагогический профессионализм в образовании: сб. науч. трудов XI Междунар. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 18-19 февраля 2015 г.) - Часть I. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. - С.44-47.
-
Фроловская, М. Н. Становление авторской позиции педагога в герменевтическом круге [Текст] / М.Н. Фроловская // Известия Алтайского государственного университета. №2 (82). Том 1. 2014. - С.63-66.