Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №31 (3) (2015)
РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ
Статья посвящена исследованию проблемы развития познавательного интереса у обучающихся старших классов на уроках информатики посредством использования развивающего потенциала интегрированного подхода. Наиболее оптимальной формой реализации интегрированного подхода в рамках предметной системы обучения является интегрированный урок. Информатика имеет большое число естественных интеграционных связей как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне технологий, что позволяет легко интегрировать её с любым учебным предметом школьной программы. Интегрированные уроки информатики разработаны для обучающихся 10 классов, изучающих информатику на базовом уровне. Содержание курса представлено тремя тематическими блоками, интегрированные уроки были проведены в начале изучения каждого блока, а также при обобщении учебно-познавательного материала. Наиболее интересным является интеграция информатики с предметами гуманитарного цикла. Особенно важным это становится при изучении тем, имеющих сложную математическую основу, т.к. происходит деление класса на две группы: обучающиеся с гуманитарным складом ума изначально теряют интерес и пассивны на уроках, а обучающимся с высоким уровнем интереса требуются более сложные здания. Таким образом, интеграция информатики с предметами гуманитарного цикла способствует развитию познавательного интереса на уроках информатики у первой группы обучающихся и поддерживает интерес у другой группы обучающихся. В статье представлены и проанализированы фрагменты трех интегрированных уроков информатики. Интегрированные уроки позволили сделать занятия по информатике информационно насыщенными, ёмкими, наполненные содержанием. Значимым для обучающихся стал успешный перенос знаний и способов деятельности из разных областей при выполнении заданий по информатике, осознание практической значимости предмета, реализация собственных интересов; получение новых знаний приобретает у обучающихся личностный смысл. Интегрированные уроки информатики обладают значительным развивающим и воспитательным потенциалом и оказывают стимулирующее влияние на развитие познавательного интереса у старшеклассников.
Ключевые слова
познавательный интерес; интегрированный урок; информатика; cognitive interest; integrated lesson; information technology
THE REALIZATION OF IDEAS OF INTEGRATED APPROACH IN THE DEVELOPMENT OF STUDENTS’ COGNITION INTEREST AT SENIOR SCHOOL WHILE STUDYING INFORMATION TECHNOLOGY
The article is dedicated to studying the problem of the development of students’ cognition interest at senior school through applying the developing potential of the integrated approach. The most preferable form of the implementation of the integrated approach within subject system of teaching is an integrated lesson. Information technology has a large number of natural integration ties, both at the level of conceptual apparatus, and at the level of technologies that allow us to integrate it easily with any subject of the curriculum at school. Integrated IT lessons are designed for tenth grade students who study computer science at the basic level. The course contains three thematic units. Integrated classes were given at the beginning of each unit and also while revising educational and informative material. The integration of science with humanitarian subjects is the most interesting point. It becomes particularly important while studying complex mathematical background topics as the class is divided into two groups. Humanitarian-minded pupils are originally passive and lose interest in the classroom, while highly motivated students need more difficult tasks. Thus, the integration of science with the humanitarian subjects stimulates the development of cognitive interest at the IT lessons in the first group of students and at the same time keeps the second group motivated. Three fragments of an integrated IT lesson are presented and analyzed in the article. The integrated lessons allowed us to make IT lessons information-rich, succinct, content-rich. Successful applying of knowledge and activity methods from different fields while completing IT tasks, understanding the usefulness of the subject, realizing their own interests became the most valuable for students. Acquiring new knowledge gets personal meaning. Integrated IT lessons not only have a very big developing and educating potential but also stimulate cognition interest development.
Список литературы
-
Анисимов, Н.М. Активизация творческой деятельности учащихся в условиях интегрированного обучения [Текст]: монография / Н.М. Анисимов, О.А. Манаенкова. - М.: МАНПО, 2004. - 201 с.