Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №31 (3) (2015)
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ РУК ПИАНИСТОВ: ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ ПРОФИЛАКТИКИ
В статье раскрывается актуальность проблемы профессиональных заболеваний рук пианистов; анализируются причины возникновения и развития болезненных явлений; рассматривается вопрос всеобщей координации движений пианиста, являющийся решающим в профилактике профессиональных заболеваний. Установление координации автор рассматривает с позиции: рациональной, удобной посадки за инструментом, оберегающей от мышечного дискомфорта; постановки руки, определяемой природными особенностями рук пианиста; выработки целесообразных движений, построенных на правильных механических принципах и неразрывной связи со слуховыми и внутренними мышечными ощущениями. Подчеркивается, что комфорт, приятные физические ощущения во время исполнения, создание необходимого рабочего тонуса, достижение взаимодействия между различными структурными элементами, входящими в игровой процесс, составляют суть профилактики профессиональных заболеваний пианиста. В статье определяются способы профилактики профессиональных заболеваний рук пианистов: способ тонизации исполнительского аппарата направлен на создание единого мышечного тонуса, начиная от крупных мышц плеча и заканчивая мелкими пальцевыми мышцами; способ выработки связной игры нацелен на развитие ощущения целостности руки; способ активизации кончиков пальцев способствует укреплению мышц пальцев, ладони, кисти; способ расслабления мышц плеча помогает снять излишнее напряжение в крупных мышцах; способ чередования моментов напряжения и расслабления направлен на выработку интроспективного контроля. Следует отметить, что для более полного освещения исследуемой проблемы автор обращает внимание на поиски и открытия английских и американских педагогов-пианистов, чьи исследования до настоящего времени не были переведены на русский язык и практически неизвестны у нас в стране.
Ключевые слова
профессиональные заболевания рук пианистов; координация пианистического аппарата; способы тонизации и расслабления мышц; professional diseases of pianists’ hands; coordination of pianist’s apparatus; ways of muscles activation and relaxation
PROFESSIONAL DISEASES OF PIANISTS HANDS: REASONS AND PREVENTATIVE MEASURES
The article reveals the importance of the problem of professional diseases of pianists’ hands; the reasons and disease progress are analysed; the issue of general coordination of pianist’s movements is considered which is of key importance for preventing professional diseases. The author considers the setting of coordination from various points of view: rational, comfortable seat at the instrument, preventing muscle discomfort; hands placement due to natural peculiarities of the pianist's hands; developing the movements based on the right mechanical principals and the close link with acoustical and internal muscle feelings. It is highlighted that comfort, pleasant physical feelings, creating the necessary working tonus, achieving the interaction between various structural elements are parts of the playing process - all this is the essence of preventing pianist’s professional diseases. The ways of preventing professional diseases of pianist's hands are defined: the way of toping up the playing apparatus is aimed at creating the joint muscle tonus starting from big shoulder muscles to small finger muscles; the way of developing the conjunct playing is aimed at developing hand integrity; the way of activating finger tips contributes to strengthening finger and hand muscles; the way of relaxation of the shoulder muscles helps to relieve excessive tension in major muscles; the way of changing tension and relaxation is targeted at developing the introspective control. It should be mentioned that the author pays attention to the works of English and American pianist-teachers, whose works have not been translated into the Russian language and are not known in our country.
Список литературы
-
Бернстайн, С. 20 уроков клавиатурной хореографии [Текст] / С. Бернстайн; пер. с англ. С. Говорун. - СПб.: Композитор, 2001. - 152 с.
-
Гутерман, В.А. Возвращение к творческой жизни. Профессиональные заболевания рук [Текст] / В.А. Гутерман; сост. С.М. Фролова. - Екатеринбург: ГЭЛ, 1994. - 90 с.
-
Ельникова, О.Е. Субъективная реакция человека на болезнь: анализ проблемы [Текст] / О.Е. Ельникова // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2014. - Т. 1 (№ 25). - С. 10-18.
-
Шульпяков, О.Ф. Скрипичное исполнительство и педагогика [Текст] / О.Ф. Шульпяков. - СПб.: Композитор•Санкт-Петербург, 2006. - 496 с.
-
Юдовина-Гальперина, Т.Б. За роялем без слёз, или Я - детский педагог [Текст] / Т.Б. Юдовина-Гальперина. - СПб.: Союз художников, 2002. - С. 159.
-
Matthay, T. The Visible and Invisible in Pianoforte Technique. Being a Digest of the Author’s Technical Teachings up to Date [Text] / T. Matthay. - London: Oxford Univ. Press, 1960. - 176 p.
-
Ortmann, O. The Physiological Mechanics of Piano Technique. An Experimental Study of the Nature of Muscular Action as Used in Piano Playing, and of the Effects There of Upon the Piano Key and the Piano Tone [Text] / О. Ortmann. - New York: E.P. Dutten & Co., Inc., 1962. - 395 p.