Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №31 (3) (2015)
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КОНТИНГЕНТА ТРЕТЬЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ
В статье представлены вопросы организации образования контингента третьего возраста (КТВ) с учётом опыта функционирования языковых курсов для слушателей данной категории (на примере ряда европейских стран - Франции, Великобритании, Финляндии, Дании, Швеции, а также США, Японии и других государств), даются методические рекомендации, направленные на совершенствование системы языкового образования в Университетах третьего возраста, описываются функции непрерывного образования. Автор освещает сущность понятий «геронтогогика» и «герагокика», а также концепта термина «геротообразование». Рассматриваются примеры функционирования университетов третьего возраста в городе Псков (Россия) и городе Николаев (Украина). Кроме того, затрагивается аспект психоэмоциональных характеристик группы третьего возраста, которую составляет население пенсионного возраста. Таким образом, в России под данную категорию попадают женщины старше пятидесяти пяти лет, и мужчины старше шестидесяти лет. Помимо когнитивных характеристик, автор упоминает о значении социальных факторов и социальных связей. Делается вывод о необходимости учёта всех психофизиологических особенностей КТВ, необходимости разработки современных технологий, адекватных запросам и потребностям данной группы обучаемых, возможности привлечения современных информационно-коммуникативных технологий в рамках дифференцированного подхода для усиления степени восприятия и активизации учебного материала. Отмечается необходимость укрепления и поддержания мотивации в процессе изучения иностранного языка КТВ ввиду отсутствия системы официальной аттестации, оценочного контроля и экзаменационных барьеров в рамках курсов Университетов третьего возраста.
Ключевые слова
иноязычная коммуникация; третья возрастная категория; методика обучения; опыт обучения слушателей третьего возраста; геронтообразование; геронтогогика; foreign language communication; third age; methods of teaching; experience in teaching elderly; gerontogy
SOME QUESTION OF THE ORGANIZATION AND TEACHING FOREIGN LANGUAGES TO THIRD AGE GROUP
The article deals with some questions related to the experience in teaching English to the third age group. The author considers the examples of functioning of Third Age Universities (on the example of Third Age Universities in France, Great Britain, Finland, Denmark, Sweden, the USA, Japan) and comes to the conclusion of necessary recommendations for teaching English. The author describes the functions of lifelong education and considers the concept of «gerontogy» and the Russian term «gerotogical education». The article describes the experience of functioning of universities of the third age group in the city of Pskov (Russia) and the city of Nikolaev (Ukraine).Moreover, the author takes into account cognitive and psychological characteristics of the third age group. In Russia women over fifty-five and men older than sixty fall under this category. In addition to cognitive characteristics, the author mentions the importance of social factors and social ties. The article concludes the necessity of taking into account all the psychophysiological features of elderly students, necessity of development of new teaching methods which could meet to the needs of the elderly and help them acquire better results in studying a foreign language. It is also important to sustain motivation of students of the third age group due to the lack of formal assessment and exams within the courses of the Universities of the third age group.
Список литературы
-
Албегова, И.Ф. Геронтообразование: учебно-методическое пособие [Текст] / И.Ф. Албегова, О.Н. Старцева. - Ярославль: ООЯО «Социум», 2014. - 88 c.
-
Кичева, И. В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века [Текст]: монография. - Пятигорск : Изд-во ПГЛУ, 2004. - 404 с.
-
Кононыгина, Т.М. Герагогика [Текст]: пособие для тех, кто занимается образованием пожилых людей / Т.М. Кононыгина. - Орел: Красная строка, 2006. - 168 с.
-
Ермолаева, М.В. Психология зрелого и позднего возрастов в вопросах и ответах [Текст]: учеб. пособие / М.В. Ермолаева. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. - 280 с.
-
Лилейкина, А.С. Некоторые аспекты обучения студентов третьего возраста английскому языку // Совершенствование учебного процесса по иностранным языкам в средней школе и вузе в соответствии с требованиями ФГОС: материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции 23-24 мая 2014 года с участием зарубежных авторов, Республика Башкортостан, г. Бирск / Ответственный редактор В.Ф. Аитов - Бирск: БФ БГУ, 2014. - 152 с.
-
Ежи Халицки. Философия обучения пожилых людей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.znanie.org/jornal/n3/st_obuch_geront.html.
-
Bukach N. N., Klimenyuk N. V., Stremetskaya V. A., Shepelyuk S.V. Foreign Language Training as One of the Priorities in the Activity of the Universities of the Third Age. The International Conference on the Transformation of Education. Vol.2 22-23 April 2013, London.
-
Рыжова, Т.С. Обучение людей третьего возраста английскому языку в контексте идеи мультикультурного образования (из опыта работы) [Текст] / Т.С. Рыжова, Г.А. Галковский // Иностранный язык и культура в контексте образования для устойчивого развития: межвузовский сборник научно-методический статей. Выпуск 1. Псков, ЛОГОС Плюс, 2011. - 395 c.
-
Лилейкина, А.С. К проблеме обучения иноязычной коммуникации третьей возрастной категории [Текст] / А.С. Лилейкина // Письма в Эмиссия. Оффлайн (TheEmissia.OfflineLetters): электронный научный журнал. - Ноябрь 2014, ART 2287. - CПб., 2014 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2014 /2287.htm: [дата обращения 25.01.2015]