Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №31 (3) (2015)
СПЕЦИФИКА МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ЖУРНАЛИСТИКА»
Статья посвящена проблеме языковой подготовки студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Журналистика», в частности особенностям развития межкультурной коммуникативной компетенции. Отмечается, что одним из ключевых аспектов развития данного личностного образования выступает аргументированное общение, предполагающее понимание различной информации и выражение коммуникативных намерений. Функциями общения в учебно-воспитательном процессе являются: решение учебных задач, социально-психологическое обеспечение процесса, средство организации взаимоотношений «студент-преподаватель». Автор статьи в структуру профессиональной подготовки журналистов в ходе обучения иностранному языку включает межкультурную коммуникативную компетенцию и профессиональную компетенцию. Содержанием профессиональной межкультурной коммуникативной компетенции выступают коммуникативные знания (сопряжены с обобщенным опытом в коммуникативной деятельности и отражают в сознании модели коммуникативно-речевых ситуаций), коммуникативные навыки (связаны со способностью обучающихся грамотно оформлять свое речевое высказывание), коммуникативные умения (выражаются в иноязычных комммуникативных способностях целенаправленно использовать приобретенные знания и навыки с целью выражения своих мыслей в различных речевых ситуациях). Профессиональная компетенция представляет собой совокупность функционального (навыки говорения, аудирования, чтения, письма), рефлексивного (способность проанализировать собственный коммуникативный акт; оценить свое мастерство в овладении этикетными речевыми формулами, риторическими знаниями и умениями) и мотивационного (стремление к актуальному и последующему изучению иностранного языка) компонентов. Условиями формирования профессиональной коммуникативной компетенции бакалавров-журналистов выступают: содержательные (отбор лексико-грамматического материала, специальные ситуационные клише для ведения диалога, речевые образцы, аргументативные техники воздействия); технологические (контрольно-оценочные процедуры, организация активных форм обучения и самообучения, использование инновационных интерактивных технологий); акмеологические (целеполагание, система мотивации и стимулирования).
Ключевые слова
языковая подготовка; студенты-журналисты; межкультурная коммуникативная компетенция; состав; компоненты; условия; language training; students-journalists; intercultural communicative competence; structure; components; conditions
THE SPECIFICITY OF INTERCULTURAL COMMUNICATIVE COMPETENCE OF FUTURE BACHELORS MAJORING IN «JOURNALISM»
The article deals with the problem of language training of students majoring in «Journalism», in particular the characteristics of the development of intercultural communicative competence. It is noted that one of the key aspects of the development of this personal quality is reasoned communication, which involves understanding various information and the expression of communicative intentions. The functions of communication in the educational process are: solution of educational problems, social and psychological support of the process, the means of organizing relations «student-teacher». The author in the structure of the training of journalists in the course of teaching a foreign language includes intercultural communicative competence and professional competence. The content of the professional intercultural communicative competence is the communicative knowledge (associated with a generalized experience in communication activities and reflects a conscious model of communicative speech situations), communication skills (related to the ability of students to competently execute their verbal expression), communication abilities (expressed in the foreign language communicative abilities to purposefully use the acquired knowledge and skills in order to express their thoughts in different speech situations). Professional competence is a set of functional (skills of speaking, listening, reading, writing), reflexive (the ability to analyze their own communicative act, to evaluate their skills in mastering speech etiquette formulas, rhetorical skills and knowledge) and motivational (the desire for current and future study of a foreign language) components. The conditions of the formation of professional communicative competence of bachelors-journalists are: the content (the selection of lexical and grammatical material, special situational clichés for a dialogue, speech patterns, argumentative techniques of influence); technology (control and evaluation procedures, organization of active forms of teaching and learning, the use of innovative interactive technologies); akmeology (goal-setting, motivation system).
Список литературы
-
Адамия, Н.Л. Тенденции развития форм обучения в вузах на современном этапе и место иностранных языков в этом процессе. Современные теории и методы обучения иностранным языкам [Текст] / Н.Л. Адамия // Материалы Второй международной научно-практической конференции «Языки мира и мир языков». - М.: Экзамен, 2006. - 381 с.
-
Бударина, Т.А. Методика обучения интерьюированию на иностранном языке студентов-журналистов (английский язык, модульный подход) [Текст]: дис. … д.п.н. / Т.А. Бударина. - Тамбов, 2003. - 194 с.
-
Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И.А. Зимняя // Россия в болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы: труды методологического семинара. - М., 2004. - 42 с.
-
Карташова, В.Н. Работа с аутентичными текстами социокультурной направленности [Текст] / В.Н. Карташова, Е.А. Исаев // Иностранные языки в школе. - 2011. - №9. - С. 32-37.
-
Первутинский, В.Г. Современные подходы к развитию профессиональной компетентности студентов [Электронный ресурс] / В.Г. Первутинский // Твои вершины, статья, проект кафедры акмеологии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - Режим доступа: http://akmeo.ru/index.php?id=119
-
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика ( уровень Бакалавриата) - Приказ Министерства Образования и Науки Российской Федерации от от 7 августа 2014 г. № 951.