ЕГУ им. И.А. Бунина » Наука » Развитие интеллектуальной мобильности обучающихся в цифровой образовательной среде университета

    Развитие интеллектуальной мобильности обучающихся в цифровой образовательной среде университета


    1. Наименование инновационного образовательного проекта организации-соискателя.

    Развитие интеллектуальной мобильности обучающихся в цифровой образовательной среде университета.

    2. Цель (цели) инновационного образовательного проекта.

    Создание в Елецком государственном университете им. И.А. Бунина инновационной образовательной площадки как инструмента развития интеллектуальной мобильности у обучающихся в области математики, физики, информатики.

    3. Задача (задачи) инновационного образовательного проекта.

    • разработка модели развития интеллектуальной мобильности обучающихся в области математики, физики, информатики;
    • определение методического инструментария для реализации цели инновационного образовательного проекта;
    • разработка системы организационных мероприятий, направленных на развитие интеллектуальной мобильности обучающихся в области математики, физики, информатики;
    • создание цифровой площадки как инструмента развития интеллектуальной мобильности;
    • разработка инновационных программ цифровизированного обучения математике, физике, информатике;
    • распространение эффективного педагогического опыта по развитию интеллектуальной мобильности у обучающихся;
    • повышение квалификации преподавателей образовательных учреждений различных уровней;
    • установление многостороннего сотрудничества с учреждениями образования Липецкой области по организации инновационной образовательной деятельности.

    4. Основная идея (идеи) инновационного образовательного проекта.

    Для повышения качества обучения математике, физике и информатике необходима трансформация образовательного процесса с учетом глобальных трендов современного информационного общества, выражающихся в повсеместном внедрении цифровых технологий и предъявлении новых требований к обучающимся в плане наличия у них широкого спектра интеллектуальных умений, способностей креативно и самостоятельно мыслить, гибко реагировать на изменяющиеся условия жизнедеятельности, а также готовности к непрерывному личностному росту. Достижение указанных ориентиров предполагает поиск новых дидактических решений и эффективных практик развития у обучающихся такого важного качества, как интеллектуальная мобильность. Интеллектуальную мобильность рассматриваем как интегрированное личностное образование, включающее интеллектуальные умения, творческие способности и личностные качества, дающие возможность обучаемому оптимальным образом находить, обрабатывать и применять информацию, принимать решения и оперативно действовать в стандартных и нестандартных ситуациях, выбирать наиболее эффективные подходы выполнения учебных задач. Понятие интеллектуальной мобильности, имея сложный, многоаспектный характер,  требует не только глубоких теоретических исследований, но и обоснованного практического решения.

    В рамках реализации проекта предполагается разработка модели развития интеллектуальной мобильности обучающихся, включающей целевой, содержательный, организационно-процессуальный и результативный компоненты, интеграция этой модели в образовательную систему «школа – вуз» на основе консолидации развивающего потенциала различных учебных дисциплин (математики, физики, информатики) и обеспечения в образовательном процессе межпредметной интеграции содержания, методик и технологий преподавания.

    5. Период реализации инновационного образовательного проекта.

    2024 – 2026 гг.

    6. Обоснование актуальности выполнения инновационного образовательного проекта:

    Одним из стратегических приоритетов в сфере реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» до 2030 года выступает подготовка образованной, целеустремленной личности, способной критически мыслить, адекватно оценивать значимость проблем, принимать решения в условиях неопределенности, готовой к сотрудничеству и коллаборациям, отличающейся высокой мотивацией и инициативностью. Фундаментальной основой для развития этих способностей выступает физико-математическое образование, обладающее значимым потенциалом для совершенствования дидактических решений в направлении проявления такого важного образовательного эффекта, как интеллектуальная мобильность. Интегративное обучение математике, физике, информатике способствует взаимовлиянию и взаимообогащению различных областей знания, различных способов познания действительности, обеспечивая эффективное развитие способностей обучающегося к инноватизации, гибкому реагированию на изменяющиеся условия деятельности, быстрой адаптации к ним.  

    Масштабная цифровая трансформация физико-математического образования в цифровой образовательной среде университета,  выражающаяся в повсеместном внедрении в учебный процесс цифровых технологий, обучающих и моделирующих программ, интерактивных модулей, виртуальных лабораторий, открывает широкие возможности для развития интеллектуальной мобильности, предоставляя инструменты для оперативного поиска и анализа растущего потока информации, побуждая к продуцированию новых идей и толерантному восприятию нововведений, оперативной смене видов и форм интеллектуальной деятельности.

    Таким образом, тематика проекта соответствует актуальному уровню научных и методических исследований, идущих в русле поиска эффективных практик совершенствования интеллектуальных способностей средствами цифровой дидактики. Замысел проекта акцентуирует внимание на уникальных возможностях интегративного цифровизированного обучения как средства развития интеллектуальной мобильности, формирование которой у обучаемого сказывается на его профессиональной конкурентоспособности как будущего специалиста.

    - новизна, инновационность предлагаемых решений и их преимущества перед существующими аналогами и традиционными подходами при реализации образовательной деятельности.

    На протяжении двух лет в Елецком государственном университете им. И.А. Бунина на базе института математики, естествознания и техники функционирует университетский класс «СУББОТА С УНИВЕРом», целью организации которого является углубленное изучение профильных предметов (математики, физики, информатики) под руководством ведущих преподавателей с использованием современных образовательных технологий и новейших учебных ресурсов. Важными задачами деятельности данного структурного подразделения являются внедрение в учебный процесс инновационных технологий обучения и воспитания; формирование у обучающихся целенаправленной профессиональной ориентации, стимулирование к дальнейшему получению образования в университете; развитие системы непрерывного образования; сокращение адаптационного периода при переходе от общего к высшему образованию.

    Обучение в университетском классе «Суббота с УНИВЕРом» популяризирует престижность знаний в точных науках среди молодого поколения и повышает математическую (и в частности, финансовую), информационную и функциональную (через призму физики) грамотность обучающихся образовательных учреждений. Обучение в университетском классе осуществляется безвозмездно за счёт целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов кафедр (математики и методики ее преподавания; математического моделирования, компьютерных технологий и информационной безопасности; физики, радиотехники и электроники) института с использованием гибридного характера: очные занятия в институте, консультативные мероприятия в онлайн-формате. По окончании университетского класса «Суббота с УНИВЕРом» обучающимся, освоившим в полном объеме образовательную программу выдается сертификат слушателя.

    Традиционным мероприятием в рамках университетского класса стало проведение ежегодной региональной олимпиады «Вектор развития», основными целями которой являются   развитие познавательного интереса у обучающихся СПО и 10-11 классов образовательных учреждений к углубленному изучению математики, информатики, физики; популяризация престижности знаний в точных науках среди молодого поколения; повышение математической (и в частности, финансовой), информационной и функциональной (через призму физики) грамотности обучающихся; создание оптимальных условий для выявления одаренных и талантливых школьников.

    Трансформация университетского класса в инновационную образовательную площадку по развитию интеллектуальной мобильности позволит получить и масштабировать новый опыт обучения математике, физике, информатике в современной цифровой среде университета, раскрывающий многогранные междисциплинарные возможности в плане совершенствования интеллектуальной сферы личности, а также развивать совместную инновационную деятельность ученых и практиков.

    В рамках проекта будет раскрыта сущность понятия «интеллектуальная мобильность обучающихся», установлены её компоненты, критерии и уровни;  выявлены организационно-педагогические особенности развития интеллектуальной мобильности в контексте физико-математического образования; систематизированы и отобраны современные цифровые средства, способствующие более качественному обучению математике, информатике, физике за счет повышения мотивации и расширения когнитивных способностей учащихся;  создана комплексная методика развития интеллектуальной мобильности обучающихся.

    Степень инновационности проекта определяется изменением организационно-технологических возможностей университетского класса как многоуровневой площадки по развитию интеллектуальной мобильности у обучающихся всех ступеней образования, способной оказать значимый эффект на развитие физико-математического образования в Липецком регионе.

    7. Область практического использования и применения результата(ов) инновационного образовательного проекта организации-соискателя с указанием целевой аудитории.

    Результаты инновационного образовательного проекта по развитию интеллектуальной мобильности обучающихся в цифровой образовательной среде университета будут использованы при освоении образовательных программ в системе общего, среднего профессионального образования с ориентацией обучающихся на освоение дисциплин технического профиля, расширяя их доступ к основам научной деятельности, работе в цифровой образовательной среде. Привлечение педагогических и руководящих работников общеобразовательных организаций к взаимодействию с системой высшего образования в реализации профориентационной деятельности в обеспечении подготовки кадров технического профиля для развития экономического потенциала страны.

    Разработанный методический инструментарий будет применяться при реализации комплекса профориентационных мероприятий для современных школьников, в частности на университетской школе «ОНИКС».

    План работы ФИП на 2024 год

    Презентация ФИП

Наверх