ЕГУ им. И.А. Бунина » Наука » Научные центры и лаборатории » Студенческое конструкторское бюро » Новости О СКБ » Положительное решение ФИПС на выдачу патента РФ на изобретение

Положительное решение ФИПС на выдачу патента РФ на изобретение


В СКБ ЕГУ им. И.А. Бунина совместно с кафедрой ТПвМА агропромышленного института и одновременно по договорам о творческом сотрудничестве с МИИТ и предприятиями г. Ельца выполняется НИР на тему: «Динамика, прочность и надёжность транспортных, сельскохозяйственных, строительно-дорожных машин, а так же стандартного и нестандартного промышленного оборудования  используемых в Чернозёмном регионе РФ», один из разделов которой направлен на совершенствование конструкции ряда узлов и агрегатов сельхозмашин, промышленного оборудования, автомобильного и железнодорожного транспорта. На основании проведённых исследований одного из этапов такой НИР авторами Сливинским Е.В., и Корчагиным В.А. получено положительное решение ФИПС на выдачу патента РФ на изобретение от 17.09.19 г. по заявке «Тягово-сцепное устройство»  №2019106562/11.

Целью предложенного технического решения является упрощение конструкции и повышение надёжности тягово-сцепных устройств легковесных автопоездов, а также обеспечение безопасности их движения.

Поставленная цель достигнута тем, что полусферическая головка дышла, охватывающая шаровую головку тягового стержня, состоит из двух подвижных в горизонтальной плоскости автопоезда частей, и каждая из которых при помощи вертикально установленных шлицевых пальцев, выполненных из упругого материала, соединена с дышлом прицепа причём,  последние снабжены рукоятками их углового поворота относительно упомянутого шара тягового стержня изогнутой формы автомобиля (см. рис).

Работа такого тягово-сцепного устройство происходит следующим образом. В процессе движения легковесного автопоезда по стрелке А все детали тягово-сцепного устройства занимают такое положение, как это изображено на рис. В тоже время ввиду того, что полусферические головки 3 и 4, по сути дела представляющие одну головку, казалось бы могут при движении автопоезда, под действием динамических нагрузок,  получить угловой поворот по стрелке В относительно шлицевых пальцев 6 за счёт их упругой деформации. Однако  этого произойти не может, так как их диаметр d , длина l  и материал, из чего они изготовлены,  имеют крутильную жёсткость намного выше, чем те эксплуатационные динамические нагрузки, действующие на тягово-сцепное устройство при движении звеньев автопоезда. Известно, что такая жёсткость пальцев может быть определена по зависимости  . Предположим теперь, что возникла необходимость в расцепе звеньев легковесного автопоезда, и тогда лицо, выполняющее такую операцию, прикладывает усилие к рукояткам 9  по стрелкам Е такое, которое упруго деформируя шлицевые пальцы 6 раздвигает в этом же направлении полусферические головки 3 и 4, что позволяет затем приподнять по стрелке N последние совместно с дышлом 5, обеспечив тем самым  расцеп легковесного автопоезда. Сцепка звеньев легковесного автопоезда происходит за счёт предварительного перемещения рукояток 9 по стрелкам Е и затем, опустив полусферические головки 3 и 4 совместно с дышлом 5 в направлении обратном стрелке N , произвести соединение их с шаровой головкой 2 тягового стержня 1. После этого рукоятки 9, под действием ранее упруго сдеформированных шлицевых пальцев 6 возвращаются в исходное положение такое, как это показано на рис. Далее описанные процессы сцепа и расцепа звеньев легковесного автопоезда может повторяться неоднократно.

Предложенное техническое решение рекомендуется к внедрению как отечественным, так и зарубежным предприятиям, выпускающим легковые автомобили и прицепы к ним способное упростить конструкцию существующих тяговых сцепных их устройств и тем самым повысить эксплуатационную надёжность последних.

Положительное решение ФИПС на выдачу патента РФ на изобретениеПоложительное решение ФИПС на выдачу патента РФ на изобретениеПоложительное решение ФИПС на выдачу патента РФ на изобретение