Статья в журнале ВАК


В журнале «Автомобильная промышленность»,  рекомендованном ВАК РФ, в номере №1 за 2020г. опубликована статья Сливинского Е.В. и Елецких С.В. под названием «Для повышения грузовместимости большегрузных автопоездов».      Содержание статьи базируется на проводимой СКБ и кафедрой ТПвМиА ЕГУ им. И.А. Бунина НИР на тему: «Динамика, прочность и надёжность транспортных, сельскохозяйственных, строительно-дорожных машин, а так же стандартного и нестандартного промышленного оборудования  используемых в Чернозёмном регионе РФ».

Несмотря на свою эффективность использования, все автопоезда имеют существенный недостаток, заключающийся в том, что для свободного маневрирования автомобиля-тягача между его кабиной и торцевой частью кузова полуприцепа выполняют зазор, достигающий в отдельных случаях 1,5 м и выше. Такие зазоры создают «мёртвое» пространство, что существенно сказывается  на снижении  грузовместимости кузовов порядка на 1,2÷5,0 м3 и более. В итоге указанный недостаток не может не сказаться на производительности автопоездов и их  технико-экономических показателях в эксплуатационных условиях.  

Анализ существующих библиографических источников, а также отечественных и зарубежных патентов позволил   разработать  изобретение  (RU2240944), где описан  автопоезд (рис.), у которого важнейшим конструкционным элементом  являются тяги, пружины, зубчатое зацепление и соединительные его пальцы.  Для расчета на прочность таких деталей и определения их рациональных  геометрических характеристик разработана расчетная схема (рис.), позволяющая  определить усилия, действующие на детали такого устройства при угловом повороте автомобиля–тягача и дать оценку прочности указанных его деталей.

Для анализа эффективности внедрения  предложенной разработки использована известная методика определения прогнозируемой величины денежных потоков при модернизации одного серийного автопоезда, состоящего из автомобиля-тягача МАЗ-5432 и полуприцепа МАЗ-93971.

Проведённые расчёты оказали, что в течение 3-4 лет данный проект покроет все затраты, связанные с внедрением модернизированного автопоезда.

Предложенная разработка рекомендуется для дальнейшего широкого изучения и возможного внедрения её на отечественных предприятиях автомобилестроения, а также может быть интересна научно-исследовательским и конструкторским подразделениям как в нашей стране, так и за рубежом, проектирующим подобную технику.

Статья в журнале ВАКСтатья в журнале ВАКСтатья в журнале ВАК