Опубликована статья в журнале, рекомендованном ВАК


В 7 номере журнала «Автомобильная промышленность», рекомендованного ВАК РФ, опубликована статья Сливинского Е.В. и Шепелева М.И..  под названием «Устройство для исключения складывания звеньев большегрузного автопоезда при экстерном торможении». Содержание статьи базируется на проводимой СКБ и  кафедрой ТПМиА ЕГУ им. И.А. Бунина НИР на тему:«Динамика, прочность и надёжность транспортных, сельскохозяйственных, строительно-дорожных машин, а так же стандартного и нестандартного промышленного оборудования,  используемых в Чернозёмном регионе РФ».

Анализ известных конструкций большегрузных автопоездов, показывает, что одной из особенностей их является склонность к складыванию, т.е. быстрому изменению взаимного расположения тягача и прицепного звена, что происходит обычно в режиме торможения. Современные же конструкции автопоездов не имеют таких устройств, которые бы исключали их складывание, и поэтому в условиях эксплуатации возникают различные по характеру аварийные ситуации, который влекут за собой не только в последующем значительные затраты на ремонт и восстановление техники, но и травматизм людей со смертельным исходом.

Анализ многочисленных существующих конструкций фиксирующих устройств, устанавливаемых в место сцепа тягачей и полуприцепов, а также патентных и литературных источников, касающихся этой тематики, позволил нам разработать перспективное техническое решение (RU2681806), обладающее в сравнении с известными простотой конструкции и повышенной эффективностью при фиксации полуприцепов в аварийных ситуациях при движении многозвенных автотракторных поездов.

Так на рис. показан общий вид расчётной схемы автопоезда сбоку, а также узел соединения полуприцепа с автомобилем-тягачом, также вид сбоку.         Большегрузный автопоезд состоит из автомобиля тягача 1, на раме 2 которого шарнирно установлено седло 3, связанное с помощью замка 4 со шкворнем 5, жестко закрепленным на опорном листе 6 уступа рамы 7. В опорном листе 6 выполнен паз 8, в котором размещено плече 9 двуплечего рычага снабженное на своем конце насечкой 11, а другое плечо 12 шарнирно присоединено к штоку 13 пневмоцилиндра 14 и связано с опорным листом 6 винтовой пружиной растяжения 15. Автомобиль-тягач 1 транспортирует полуприцеп 16.

Технико-экономическое преимущество предложенного технического решения в сравнении с известными очевидно, так как оно позволяет исключить складывание звеньев автопоезда при резком (аварийном) торможении автомобиля- тягача.

Для анализа эффективности от возможного внедрения  предложенной разработки  приведены расчёты по определению прогнозируемой величины денежных потоков при модернизации одного серийного автопоезда, состоящего из автомобиля-тягача МАЗ-5432 и полуприцепа МАЗ-93971.

На основании проведённого расчёта  установлено, что в течение 3,4 лет данный проект по внедрению предложенного технического решения покроет все затраты, связанные с внедрением модернизированного автопоезда.

 Предложенная разработка рекомендуется для дальнейшего широкого изучения и возможного внедрения её на отечественных предприятиях автомобилестроения, а также может быть интересна научно-исследовательским и конструкторским подразделениям как в нашей стране, так и за рубежом, проектирующим подобную технику.

Опубликована статья в журнале, рекомендованном ВАКОпубликована статья в журнале, рекомендованном ВАКОпубликована статья в журнале, рекомендованном ВАК