Разработана перспективная конструкция трёхосной тележки тепловоза
Основными причинами, влияющими на износ гребней колес железнодорожного подвижного состава, являются уменьшение колеи с 1524 мм до 1520 мм, перегруз вагонов до 76-80 тонн, эксплуатация восьмиосных цистерн, изношенность подвижного состава, отсутствие РУКП на трёхосных тележках тепловозов и т.д. В прошедшие годы Брянским машиностроительным заводом серийно выпускался тепловоз 2ТЭ25А, трёхосные тележки которого снабжены устройством, позволяющим колёсным парам располагаться радиально относительно центра траектории кривой пути. Однако такая конструкция достаточно сложна и металлоёмка и в настоящее время снята с производства. Учитывая важность проблемы по обеспечению нормативной долговечности гребней колес магистрального и промышленного локомотивного парка как отечественного, так и зарубежного, в агропромышленном институте и СКБ ЕГУ им. И. А. Бунина совместно с кафедрой МИИТ "Электропоезда и локомотивы (ЭиЛ)" и кафедрой "Подвижной состав" ТашИИТ выполняется бюджетная НИР на тему «Динамика, прочность и надёжность транспортных, строительно-дорожных и сельскохозяйственных машин, а также стандартного и нестандартного промышленного оборудования применительно к Чернозёмному региону РФ». проводится Одним из разделов НИР является изучение причин, связанных с износом гребней колес магистральных промышленных локомотивов и разработка конкретных предложений по исключению такого явления. По результатам проведенного анализа большого числа литературных и патентных как отечественных, так и зарубежных источников разработана перспективная конструкция трёхосной тележки тепловоза, которая признана изобретением (Положительное решение о выдаче патента на изобретение ФИПС по заявке №2015132135/11 от 28.09.2016г).
Проведённые расчеты показали, что внедрение предложенной конструкции, направленной на повышение надёжности гребней колёс колёсных пар тепловозов при прохождении ими кривых, является выгодным как для эксплуатационных структур ОАО «РЖД», так и как для машиностроительных предприятий от их выпуска, например, в количестве 2,0 тыс. штук в год может получить прибыль в размере 38,0 млн. руб. в год. Соавтором по данной разработке является студент группы ТМ-31, участник СКБ университета, Булатов Ю.Н., который в 2018 г. представит к защите ВКР на данную тему.
Результаты исследования рекомендуются локомотивным депо и предприятиям тяжёлого машиностроения, эксплуатирующим и изготавливающим грузовые и пассажирские тепловозы как в нашей стране, так и за рубежом для изучения работоспособности и эффективности, предложенного технического решения и возможного в дальнейшем внедрения его в практику.