Опубликована статья в журнале «Автомобильная промышленность»
В научно-техническом журнале «Автомобильная промышленность», М.:, Издательство "Инновационное машиностроение", №3 за 2017 г., входящем в перечень ВАК, опубликована статья Сливинского Е.В. на тему «Усовершенствование тягово сцепного устройства легковесного автопоезда»
Известны тягово-сцепные устройства автопоездов, используемые в конструкциях различных безрельсовых транспортных средств таких как, например, легковых автомобилей с легковесными прицепами или же шарнирно соединённых городских автобусов повышенной вместимости. Такие устройства обычно выполняют из шара, которым заканчивается тяговый стержень изогнутой формы взаимодействующего с полусферической головкой дышла охватывающей его, обеспечивая тем самым надёжное соединение звеньев автопоезда. Для исключения расцепа звеньев автопоезда, на дышле прицепа смонтирован замок, изготовленный в виде подпружиненного рычага, снабжённого фиксатором. Недостатком такого тягово-сцепного устройства является невысокая его надёжность в условиях эксплуатации, так как не исключается возможность перемещения рычага замка под действием сил трения между шаром, полусферической головкой и поверхностью рычага, контактирующей с шаром, забывчивости обслуживающего персонала по установке фиксатора и т.д.
Учитывая важность такой проблемы, в СКБ ЕГУ им. И.А.Бунина проводится прикладная НИР на тему «Динамика, прочность и надежность транспортных, строительно-дорожных и сельскохозяйственных машин, а также промышленного стандартного и нестандартного оборудования применительно к Чернозёмному региону РФ», и одним из ее разделов, по линии НИРС и СКБ, является разработка технических средств, направленных на повышение безопасности движения автопоездов состоящих из легковых автомобилей и легковесных прицепов.
Анализ многочисленных библиографических источников, а также отечественных и зарубежных патентов позволил разработать перспективное сцепное устройство для таких автопоездов, которое признано изобретением (RU2397883).
В результате расчёта возникающих в месте сцепа динамических нагрузок, например, для автопоезда, состоящего из легкового автомобиля ВАЗ-2107 и грузового одноосного прицепа модели ММЗ––81021, имеющих соответственно полные массы 1430 кг и 300 кг с использованием расчётной схемы представленной на рисунке, а также максимально допускаемой скорости движения автопоезда VА = 80 км/ч (22,2 м/с), определены основные геометрические параметры предложенного технического решения.
Результаты исследования рекомендуются как отечественным, так и зарубежным НИИ, конструкторским и производственным структурам автомобильной промышленности для дальнейшего изучения и доработки предложенного устройства с целью возможного внедрения его в практику.