ЕГУ им. И.А. Бунина » Наука » Научные центры и лаборатории » Студенческое конструкторское бюро » Новости О СКБ » Опубликована статья в «Бюллетене транспортной информации»

Опубликована статья в «Бюллетене транспортной информации»


В журнале «Бюллетень транспортной информации»,  рекомендованном ВАК РФ, в номере №3 опубликована статья Сливинского Е.В. и Радина С.Ю. соответственно под названием «Модернизация несущих систем самосвальных прицепных автотранспортных средств (ПАТС)».  Содержание статьи базируется на проводимой ЕГУ им. И.А. Бунина НИР «Динамика, прочность и надёжность транспортных, сельскохозяйственных и строительно-дорожных машин, а также стандартного и нестандартного промышленного оборудования используемых в Чернозёмном регионе РФ», один из разделов которой направлен на совершенствование конструкции самосвальных безрельсовых транспортных средств с разработкой  их несущих систем повышенной надёжности.

Опубликована статья в «Бюллетене транспортной информации»

       Известно, что автотракторные поезда, состоящие из тягачей и самосвальных прицепов, снабжаются сцепными устройствами, которые состоят из тяговых крюков установленных на рамах тягачей, взаимодействующих с сцепными петлями, жёстко закреплённых на дышлах прицепов, шарнирно связанных с подкатными тележками, также шарнирно присоединённых к рамам последних. Одним из наиболее ответственных узлов самосвальных прицепов являются их несущие системы (рамы).

        Рамы прицепов обычно состоят из двух лонжеронов переменного сечения, соединённых между собой поперечинами. В средней части рам самосвальных прицепов на поперечинах жёстко закреплён кронштейн, несущий телескопический гидроцилиндр, предназначенный для опрокидывания платформы прицепа при её самосвальной выгрузке.

     В связи с тем, что рамы прицепов в процессе их движения воспринимают вертикальные, угловые и поперечные колебания, возникающие от неровностей дорог, и имеют высокую жёсткость на кручение, то в их сварных узлах возникают значительные по величине напряжения стеснённого кручения, способствующие появлению трещин и других отказов  в зоне сопряжения их конструкционных элементов, соединение которых выполняют методом электрической сварки.  Этот недостаток присущ  всем рамам автотракторных самосвальных прицепов. Поэтому в практике для устранения указанных отказов и восстановления работоспособности рам, имеющих низкую ремонтопригодность, автохозяйства несут значительные материальные и трудовые затраты.

         Анализ значительного числа библиографических источников, а также отечественных и зарубежных патентов, позволил разработать на уровне изобретения (RU2368515) техническое решение, направленное на повышение надёжности рам автотракторных самосвальных прицепов в условиях их эксплуатации, например, Чернозёмного региона РФ.

       Проведённые расчёты показали, что величина интенсивности изнашивания цапф, с помощью которых крепится гидроцилиндр к раме очень мала и составляет порядка 10-12 мкм/км, что подтверждается практикой эксплуатации самосвальных прицепов даже в тех случаях, когда опрокидывание платформы прицепов, работающих в условиях ежедневной транспортировки сыпучих грузов происходит с цикличностью порядка 30 их ездок. Причём известно, что время работы подобных кинематических пар используемых в современных конструкциях самосвальных прицепов при достижении указанной величины износа составляет 1011 часов работы.  Поэтому для предупреждения отказов в указанных кинематических парах крепления гидроцилиндра к поперечинам рамы и вообще исключения ихизноса  рекомендуется периодически осуществлять их смазку пластическими смазками, например, солидолами.

 Проведённые расчеты по известной методике также показали, что внедрение предложенной конструкции, направленной на повышение надёжности рамы прицепа за счёт исключения жесткой связи её поперечин с механизмом опрокидывания платформы, является выгодным как для производства и эксплуатационных структур народного хозяйства, так и для машиностроительных предприятий, которые от их выпуска, например, в количестве 32,0 тыс. штук в год могут получить прибыль в размере 2,8 млн. руб в год.

           Результаты данногоисследования рекомендуются к использованию отраслевым НИИ автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения, а также конструкторским подразделениям предприятий, серийно изготавливающим, ремонтирующим и эксплуатирующим автомобильные и тракторные самосвальные прицепы, как в нашей стране, так и за рубежом.