ЕГУ им. И.А. Бунина » Наука » Научные центры и лаборатории » Студенческое конструкторское бюро » Новости О СКБ » Опубликована статья в «Бюллетене транспортной информации»

Опубликована статья в «Бюллетене транспортной информации»


   В журнале «Бюллетень транспортной информации» рекомендованном ВАК РФ в номере №6 опубликована статья Корчагина В.А, Сливинского Е.В. и Ризаевой Ю.Н. соответственно под названием«Повышение безопасности движения и надёжности работы двухосных автотракторных прицепов». Содержание статьи базируется на проводимой в СКБ ЕГУ им. И.А. Бунина совместно с ЛГТУ НИР «Динамика, прочность и надёжность транспортных, сельскохозяйственных и строительно-дорожных машин, а также стандартного и нестандартного промышленного оборудования используемых в Чернозёмном регионе РФ», один из разделов которой направлен на совершенствование конструкции самосвальных безрельсовых транспортных средств с разработкой поворотных кругов повышающих  устойчивость их движения.

Опубликована статья в «Бюллетене транспортной информации»

   Опыт эксплуатации автотракторных поездов, как в нашей стране, так и за рубежом, показывает, что при их движении, особенно со скоростями уже более 20км/ч, возникают существенные колебания прицепных звеньев в поперечной горизонтальной плоскости. Такие колебания связывают с понятием колебаний виляния и они отрицательно сказываются на управляемости, а, следовательно, и на безопасности движения автотракторных поездов в целом. В то же время, за счёт значительных по величине амплитуд виляния, которые достигают значений 400 мм и более, в сцепных устройствах и несущих конструкциях  тягачей и прицепов возникают высокие динамические нагрузки снижающие их надёжность в эксплуатационных условиях. В результате хозяйства, эксплуатирующие такую технику, несут значительные трудовые и материальные затраты, связанные с содержанием и ремонтом элементной базы автотракторных поездов. Многообразие причин вызывающих виляние прицепов вызывает значительные трудности при проектировании и конструировании, как сцепных устройств прицепов и тягачей, так и их в целом.

   Анализ значительного числа научно-технической литературы показал, что подавляющее число исследований направлено на изучение устойчивости движения автотракторных поездов (с созданием расчётных схем и математических моделей) и дальнейшую разработку сцепных устройств, снижающих виляние прицепов за счёт создания ими сил сухого или гидравлического трения и тем самым гашения таких колебаний. Такие разработки в ряде стран признаны изобретениями: SU513897, SU1772045, RU2032579, EP0231761, DE3517285, WO90/03297, SU500086, SU521152, SU887341, SU17104331, SU1712236, SU1692884, SU1638058, SU1017578, SU580992 и т.д. Однако, в практике они не нашли широкого применения из за сложности конструкции, значительной металлоёмкости, относительно высокой стоимости и низкой надежности.  В результате проведённых исследований нами  разработана перспективная конструкция подкатной тележки с поворотным кругом позволяющая снижать колебания виляния автотракторных прицепов движущихся в составе автотракторного  поезда. Такая разработка признана изобретением (RU2372242).Для расчёта рациональных кинематических и геометрических параметров предложенного поворотного круга разработана расчётная схема и методика его проведения применительно  к автотракторному прицепу 2ПТС-4793А.

Проведённые расчеты показали, что внедрение предложенной конструкции повышающей надежность прицепов, связанных со снижением их виляния, является выгодным для производства так как оно от серийного их  выпуска в количестве 9,5 тыс. штук в год может получить прибыль в размере 477,8 млн. руб.  При этом в условиях эксплуатации  пробег прицепов также может быть повышенс125,0 до 184,2 тыс. км.

   Результаты исследования рекомендуются автотранспортным и промышленным предприятиям, эксплуатирующим и изготавливающим автотранспортную технику, как в нашей стране, так и за рубежом для изучения работоспособности и эффективности, предложенного технического решения и возможного в дальнейшем  внедрения его в практику.