«К вопросу разработки бесштокового адаптивного гидромеханического демпфера для безрельсовых транспортных средств»
16 января 2018 г. В журнале «Бюллетень транспортной информации», рекомендованном ВАК РФ, в номере №1 опубликована статья Сливинского Е.В. и Радина С.Ю. на тему «К вопросу разработки бесштокового адаптивного гидромеханического демпфера для безрельсовых транспортных средств». В настоящее время для повышения плавности хода в конструкциях различной автотранспортной техники широко используются гидравлические демпферы телескопического типа (рис.).
Обычно такие амортизаторы состоят из резервуара и защитного кожуха, а также рабочих цилиндров, в котором подвижно установлены поршни со штоками, имеющих ряд перепускных клапанов, пружин и других деталей. Не смотря на эффективность использования таких амортизаторов, в практике последние обладают существенным недостатком, заключающемся в том, что они снабжены узлом, имеющим очень важное значение, но обладающим невысокой надёжностью и конструктивной сложностью. Этим узлом является уплотнительный элемент, установленный в верхней части амортизатора, между его штоком, резервуаром и рабочим цилиндром. Нарушение целостности данного узла сопровождается утечкой рабочей жидкости и тем самым потерей амортизатором его демпфирующих способностей.
Учитывая вышеизложенное в СКБ ЕГУ им. И.А. Бунина, совместно с кафедрой ЭиЛ (МИИТ) проводится бюджетная НИР на тему «Динамика, прочность и надёжность транспортных, сельскохозяйственных, строительно-дорожных машин и промышленного оборудования, применительно к Чернозёмному региону РФ», и одним из её разделов, является разработка перспективных гидравлических гасителей колебаний не только для безрельсовых транспортных средств но для магистральных, маневровых и промышленных локомотивов, а так же пассажирских вагонов и ВСНТ.
Анализ научно-исследовательских отчётов в этой области техники, литературных источников, отечественных, и зарубежных патентов позволил разработать более простую и эффективную конструкцию гидромеханического о амортизатора, которая может быть использована не только в рессорном подвешивании рельсовых экипажей но и безрельсовых транспортных средствах.
Такая конструкция признана изобретением (RU2562666) и представлена на рис. где показан гидромеханический амортизатор в разрезе и ряд сечений последнего.
Возможность использования её в практике основывается на том, что она не имеет штока, требующего применения недолговечных уплотнительных элементов, может использоваться в широком диапазоне нагрузок и изменять свои демпфирующие характеристики в автоматическом режиме в зависимости от величины этих нагрузок.