Получено положительное решение ФИПС на выдачу патента на изобретение
Согласно договору о творческом сотрудничестве ЕГУ с кафедрой Управление автотранспортом ЛГТУ СКБ университета проводится НИР и НИРС на тему «Разработка организационных и технических мероприятий по повышению эксплуатационной надёжности и эффективности использования автотранспортных средств». На основании проведённых исследований одного из этапов такой НИР получено положительное решение ФИПС на выдачу патента на изобретение от 1.02.18 г. по заявке «Большегрузный автопоезд» №2017102841/11.
В настоящее время в практике широко используются большегрузные автопоезда включающие в себя седельные автомобили тягачи и различные по конструкции полуприцепы. Так, например, на рис. показан большегрузный автопоезд состоящий из автомобиля-тягача КамАЗ-5410 и автомобильного полуприцепа МАЗ-9389. Автомобиль–тягач оснащён седельным устройством взаимосвязанным с со шкворнем жёстко закреплённым на опорном листе уступа рамы полуприцепа. В задней части рамы полуприцепа установлена рессорная подвеска с колёсами. Несмотря на свою эффективность использования , такой большегрузный автопоезд обладает существенным недостатком заключающимся в том, что последний при перевозке , особенно генеральных грузов, не всегда эффективен за счёт наличия «мёртвого пространства» находящегося между кабиной тягача и полуприцепа и снижающего тем самым грузовместимость последнего.
Поставленная цель достигается тем, что в опорном листе уступа, в его продольной плоскости и оси симметрии выполнен сквозной паз с подвижно размещённым в нём шкворнем подпружиненным относительно его винтовыми цилиндрическими пружинами сжатия и на упомянутом уступе рамы закреплён корпус гидроцилиндра , а его шток шарнирно присоединён к шкворню причём, гидроцилиндр трубопроводами соединён с гидрораспределителем жёстко закреплённом на раме автомобиля-тягача и его золотник с помощью зубьев связан с ответными выполненными на шкворне причём, сам гидрораспределитель подключён к гидростанции расположенной на автомобиле-тягаче.
Технико-экономическое преимущество предложенного технического решения в сравнении с известными очевидно, так как повышение надёжности ходовых частей автомобиля-тягача и его рамы будет обеспечено за счёт того, что нагрузка на эти элементы не будет изменятся при поворотах автопоезда так как происходит линейное перемещение полуприцепа, а не седла опорно-сцепного устройства автомобиля-тягача как это имеет место в конструкции описанной в прототипе.
Анализируя предложенное техническое решение видно, что важным его конструкционным элементом, от которого зависит его работоспособность в эксплуатационных условиях, является гидроцилиндр 11 (см. рис.) и поэтому выполнены расчёты по определению основных его конструкционных параметров считая, что указанное устройство смонтировано, например, на большегрузном автопоезде состоящем из седельного автомобиля-тягача ЗИЛ-131В и автомобильного полуприцепа ОдАЗ-885.
Результаты исследования рекомендуются как отечественным, так и зарубежным НИИ, конструкторским и производственным структурам автомобильной промышленности для дальнейшего изучения и доработки предложенного устройства с целью возможного внедрения его в практику.