ЕГУ им. И.А. Бунина » Наука » Научные центры и лаборатории » Студенческое конструкторское бюро » Новости О СКБ » Статья в журнале ВАК «Бюллетень транспортной информации»

Статья в журнале ВАК «Бюллетень транспортной информации»


В журнале «Бюллетень транспортной информации»,  рекомендованном ВАК РФ, в номере №3 опубликована статья Сливинского Е.В. на тему «Гидравлическое устройство, снижающее колебания виляния прицепных звеньев автотракторных поездов».   В настоящее время для повышения плавности хода и устойчивости движения автотракторных поездов широко используются различные по конструкции  демпфирующие устройства.Опыт эксплуатации автопоездов показывает, что при скоростях, превышающих 30 км/час при прямолинейном их движении возникают значительные колебания прицепов в поперечной горизонтальной плоскости, называемые «вилянием». Интенсивность таких колебаний и их амплитуда зачастую настолько значительны, что появляется реальная опасность столкновения звеньев автопоезда со встречным или обгоняющим транспортом. В то же время, такие колебания способствуют «складыванию» звеньев автопоезда при его резком торможении, повышают износ ходовой части тягача и прицепа, приводят к быстрому утомлению водителя, поскольку внимание последнего дополнительно затрачивается на то, чтобы следить за виляющим ходом прицепов.

Для обеспечения устойчивости движения прицепов, следующих в составе автотракторных поездов в их сцеп, рекомендуется устанавливать различные по конструкции демпфирующие устройства. Однако последние, из-за специфики работы сцепных устройств подвижного состава, на сегодняшний день не нашли широкого применения в практике

Учитывая изложенное, и в соответствии спланом НИР ЕГУ им. И.А. Бунина на тему: «Динамика, прочность и надёжность транспортных, строительно-дорожных и сельскохозяйственных машин, а также промышленного стандартного и нестандартного оборудования применительно к Черноземному региону РФ Липецкой области», проведён  анализ многочисленных литературных и патентных источников, позволивший разработать перспективное техническое решение, позволяющее эффективно осуществлять демпфирование колебаний виляния прицепов в соответствии с требованиями ГОСТ 2349-54 и ГОСТ 13377-67. Такая конструкция, привязана к двухосному прицепу и признана изобретением (RU2428345) Для обоснованиярациональных кинематических и геометрических параметров предложенного гасителя колебаний прицепов автопоездовразработана  схема и методика их расчета.

Важнейшим исходным параметром для проведения таких расчётов, например, для автотракторного прицепа 2ПТС4-793А грузоподъёмностью 4,0 т, является сила, приложенная к дышлу прицепа Р1,возникающая при вилянии прицепа и сила инерционного сопротивления Ри, создаваемая потоком рабочей жидкости, протекающей через канал dк1.

Из этого можно сделать вывод, что выбор Ри в каждом конкретном случае существенно зависит от , величина которого в случаях резонансного колебания прицепа в поперечной плоскости движения обычно лежит в пределах от 20 до 50, а если учитывать наезд колёс прицепа на выступающие неровности с крутым передним склоном с большой скоростью, то величина может достигать значений 80 и более. Поэтому перед конструированием предложенного устройства необходимо широкое проведение экспериментальных исследований, и только после этого можно рекомендовать окончательные оптимальные геометрические и кинематические параметры гасителя.

Для автоматизации расчётов  описанного в статье гасителяразработана компьютернаяпрограмма с использованием языка Delphi, которая апробирована при проведении комплексных расчётов в процесседанного исследования.

Результаты исследования рекомендуются как отечественным, так и зарубежным НИИ, конструкторским и производственным структурам автомобильной промышленности для дальнейшего изучения и доработки предложенного устройства с целью  внедрения его в практику.

Статья в журнале ВАК «Бюллетень транспортной информации» Статья в журнале ВАК «Бюллетень транспортной информации»