Получено положительное решение по заявке «Бесчелюстная тележка локомотива»
В СКБ ЕГУ им. И.А. Бунина совместно с кафедрой ТПвМиА Агропромышленного института и одновременно по договору о творческом сотрудничестве с МИИТ, выполняется бюджетная НИР на тему: «Динамика, прочность и надёжность транспортных, сельскохозяйственных, строительно-дорожных машин, а так же стандартного и нестандартного промышленного оборудования используемых в Чернозёмном регионе РФ», один из разделов которой направлен на совершенствование конструкцииходовых частей современных локомотивов. На основании проведённых исследований одного из этапов такой НИР авторами Сливинским Е.В., Киселёвым В.И. и студентом гр. ТМ-31 Савиным Д.И. получено положительное решение ФИПС на выдачу патента РФ на изобретение от 20.03.18 г. по заявке «Бесчелюстная тележка локомотива» №2017105033/11.
В практике, например, широко используется тепловоз 2ТЭ116, но несмотря на эффективность такого использования, этот локомотив обладает существенным недостатком, заключающемся в том, что при его движении по прямому участку пути наблюдается виляние колесных пар, которое приводит к износу гребней колес колесных пар его колесно-моторных блоков. В то же время при движении локомотива по участку кривой пути его колесные пары не способны располагаться радиально относительно центра его траектории. Все это приводит к интенсивному износу гребней колес колесных пар.
Предложенное же техническое решение отличается от серийной конструкции тем (рис.), что на раме тележки в поперечной ее плоскости параллельно осям колесных пар крайних колесно-моторных блоков и в ее средней части подвижно в направляющих установлены подпружиненные шлицевые втулки, контактирующие с криволинейной формы дисками, жестко закрепленными на валах моментных гидроцилиндров, установленных на раме тележки и соединенных трубопроводами как с золотником, взаимодействующим с кузовом тепловоза, так и с гидростанцией, расположенной в упомянутом кузове, и в них подвижно размещены шлицевые участки упругих стержней, установленных с возможностью упругих угловых перемещений в опорах рамы тележки, причем последние снабжены рычагами, концы которых выполнены в виде вилок, взаимодействующих с пальцами, жестко закрепленными на торцевых поверхностях букс колесных пар.
Технико-экономическое преимущество предложенного технического решения, в сравнении с известными конструкциями, очевидно, так как оно направле на повышение долговечности гребней колес колесных пар локомотивов.