В СКБ ЕГУ им. И.А. Бунина совместно с кафедрой ТПМиА агропромышленного института, одновременно по договору о творческом сотрудничестве с ЛГТУ, выполняется НИР на тему: «Динамика, прочность и надёжность транспортных, сельскохозяйственных, строительно-дорожных машин, а так же стандартного и нестандартного промышленного оборудования используемых в Чернозёмном регионе РФ», один из разделов которой направлен на совершенствование конструкцииДВС автомобилей и в частности их газораспределительных механизмов. На основании проведённых исследований одного из этапов такой НИР авторами Сливинским Е.В., Корчагиным В.А. и Радиным С.Ю. получено положительное решение ФИПС на выдачу патента РФ на изобретение от 27.03.19 г. по заявке «Механизм газораспределения ДВС» №2018119040/06.
Данное изобретение относится к области транспортных средств и может быть использовано в различных по назначению конструкциях легковых автомобилей. Целью изобретения является упрощение конструкции бесступенчатого изменения высоты подъема впускных клапанов ДВС.
Поставленная цель достигается тем, что (см. рис.) на каждом из впускных клапанов подвижно установлены стаканы, торцевые поверхности которых,обращённые в сторону кулачков распределительного вала, выполнены наклонными, а боковые поверхности стаканов снабжены зубьями взаимодействующимис ответными зубьями изготовленными на продольно расположенном штоке установленном на головке цилиндров и связанным с контроллером управлениядвижением штока причём, концевые поверхности кулачков распределительного вала контактирующие с упомянутыми торцевыми поверхностями стаканов имеют шарообразную форму.
Работает механизм газораспределения ДВС следующим образом. Предположим, что в предложенном нами техническом решении, так же как и в конструкции двигателя 2ZR-FAE(1,8 л), дроссельная заслонка подачи воздуха в его цилиндры практически постоянно поддерживается в положении полного открытия, при этом дозирование топливовоздушной смеси осуществляется изменением высоты подъема клапанов, а это происходит за счёт специальной программы составленной для контроллера 7, который своим штоком 6 с помощью зубьев 5, связанными с зубьями 4, совершающим его поступательное движение позволяет поворачивать стакан 3 не только на малые углы, но и на угол 1800 (см. рис. где положение стакана 3 на них изображении клапанов различное). Следует отметить, что при работе двигателя в начале такта впуска давление во впускном коллекторе у двигателя, на котором установлена предложенная конструкция управления впускного клапана, близко к атмосферному, благодаря чему значительно уменьшаются насосные потери при ходе поршня из верхней мёртвой точки в нижнюю (на рис. поршни и заслонка подачи воздуха не показаны). При этом впускные клапаны закрываются в точке, близкой к НМТ, уменьшая перекрытие для улучшения компрессии.
Технико-экономическое преимущество предложенного технического решения в сравнении с известными конструкциями ГРМ ДВС очевидно, так как оно направлено на упрощение конструкции и повышение эффективности использования в сравнении с аналогичной, например, применяемой в двигателе модели 2ZR-FAE(1,8 л). Предложенное техническое решение рекомендуется к внедрению при изготовлении ДВС для легковых автомобилей как в нашей стране, так и за рубежом.