ЕГУ им. И.А. Бунина » Новости университета » Международная научно-практическая конференция «Фундаментальные проблемы обучения математике, информатике и информатизации образования»

Международная научно-практическая конференция «Фундаментальные проблемы обучения математике, информатике и информатизации образования»


29 сентября – 1 октября 2023 года кафедрой математики и методики ее преподавания в ЕГУ им. И.А. Бунина была организована и проведена Международная научно-практическая конференция «Фундаментальные проблемы обучения математике, информатике и информатизации образования». Ее организаторами выступили Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Армянский государственный педагогический университет им. Хачатура Абовяна (Армения), Белорусский государственный университет (Белоруссия), Казахский национальный педагогический университет им. Абая (Казахстан).

В течение нескольких лет конференция выступает одним из крупнейших научных мероприятий, ориентированных на развитие фундаментальных направлений и инноваций в области совершенствования качества математического и цифрового образования в Российской Федерации. Основной целью проведения конференции выступает создание условий для научной дискуссии специалистов в области теории и методики преподавания математики и информатики в эпоху глобальной цифровизации образования, позволяющих исследователям обсудить новые идеи, теоретические модели, полученные эмпирические результаты и определить дальнейшие перспективы развития современного образования. К началу работы конференции был издан сборник тезисов докладов, а авторам наиболее актуальных статей предложена публикация в рецензируемом научном журнале «Continuum. Математика. Информатика. Образование».

Пленарное заседание конференции началось 29 сентября в 10.00 ч. в конференц-зале Научной библиотеки ЕГУ им. И.А. Бунина. С приветственным словом к участникам конференции обратились кандидат технических наук, начальник Управления образования и науки Липецкой области Шуйкова Инесса Анатольевна, кандидат педагогических наук, заместитель руководителя Центра развития образования РАО Баграмян Эммануил Робертович, доктор педагогических наук, профессор, ректор Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина Сергей Викторович Щербатых.

Первым докладчиком на пленарном заседании выступил ректор Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина Сергей Викторович Щербатых, представивший доклад, подготовленным совместно с доктором педагогических наук, доцентом, проректором по научной работе и инновационной деятельности Дворяткиной Светланой Николаевной, на тему «Педагогика наставничества и ее роль в подготовке кадров высшей квалификации Елецкой научно-методической школы по математике», в котором были освещены история, методологические основы, парадигма научной деятельности Елецкой научно-методической школы, проведена систематизация научных ориентиров проводимых исследований. Ректор отметил, что в ходе исторического развития город Елец накопил богатейшее наследие и, несмотря на сложность социально-экономической ситуации, сохранил свои культурно-исторические, воспитательные и образовательные традиции, способность к поступательному развитию.

Академиком РАН, академиком РАО, доктором физико-математических наук, профессором, заведующим кафедрой математической логики и теории алгоритмов Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Семеновым Алексеем Львовичем, академиком РАО, академиком НАН РК, доктором педагогических наук, профессором, директором Центра развития педагогического образования, заведующим кафедрой методики преподавания математики, физики и информатики Казахского национального педагогического университета им. Абая Абылкасымовой Алмой Есимбековной был представлен доклад «Цифровые технологии как фактор преемственности в математическом образовании». Авторами была актуализирована проблема формирования интегрированной информационной среды обучения, которая призвана объединить как образовательные коммуникации, так и информационно-коммуникативные технологии, и в которой технические средства становятся полноценными участниками обучения.

 Далее последовало выступление академика РАО, доктора педагогических наук, профессора, профессора департамента информатизации образования Московского городского педагогического университета Гриншкуна Вадима Валерьевича, обозначившего проблемы внедрения искусственного интеллекта в образовательную деятельность и подготовку педагогов.

Доктор физико-математических наук, доцент, профессор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Боровских Алексей Владиславович рассказал об условиях введения дистанционного обучения в вузах, содержащих комплекс требований к педагогическому и методическому обеспечению образовательного процесса, к уровню квалификации преподавателей, степени развития самостоятельности у студентов.

Вопросы методологии доказательного прикладного исследования в условиях цифровой трансформации социума были представлены доктором педагогических наук, профессором, директором Института математики и информатики, профессором кафедры теоретической информатики и дискретной математики Московского педагогического государственного университета Каракозовым Сергеем Дмитриевичем и доктором педагогических наук, профессором, ведущим научным сотрудником лаборатории исследования современных направлений развития образования Академии Министерства просвещения РФ Рыжовой Натальей Ивановной. В докладе был проведен сравнительный анализ классического и постмодернистского подходов к сущности понятия доказательства и выстроена иерархия принятия управленческих решений, основанных на доказательствах.

Заключительным докладом на пленарном заседании стало выступление доктора педагогических наук, кандидата физико-математических наук, профессора кафедры математического анализа, теории и методики обучения математике Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского Ястребова Александра Васильевича и доктора педагогических наук, профессора Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Шабановой Марии Валерьевны. В нем была проанализирована сущность персонализации педагогического процесса как компонента моделирования исследовательской деятельности. Был представлен комплекс инструментов деятельности педагога, который может быть использован для создания персонализированных наборов тренировочных или диагностических заданий, выступая основой эмпирико-теоретической и индуктивно-дедуктивной деятельности студентов.

Дальнейшая работа конференции была организована в рамках следующих секций: «Актуальные проблемы обучения математике и информатике в системе общего образования», «Новые теории, модели и технологии обучения математике и информатике в системе профессионального образования», «Информатизация образования в эпоху цифровых технологий», «Актуализация вопросов истории математического образования в современных условиях». Формат проведения секций был смешанным, предусматривал как очное, так и дистанционное участие. В ходе секционных заседаний было организовано обсуждение широкого спектра научных проблем в области методики преподавания математики и информатики на всех уровнях образования. Особое внимание уделялось вопросам применения цифровых инструментов на уроках математики в школе, организации олимпиадного движения, решению актуальных проблем обеспечения качества математической подготовки, развитию у школьников функциональной и математической грамотности, внедрению элементов STEM-образования, реализации проектного, исследовательского, метапредметного подходов в обучении математике и информатике.

В работе конференции приняли участие более 120 ученых из ведущих вузов и учебных заведений России и зарубежных стран. География конференции представлена двадцатью шестью субъектами РФ и четырьмя зарубежными странами (Казахстан, Украина, Белоруссия, Малайзия).

Конференция «Фундаментальные проблемы обучения математике, информатике и информатизации образования» вносит значительный вклад в консолидацию научного сообщества, в проектирование и разработку актуальных направлений педагогических исследований, в подготовку научно-преподавательских кадров в области математики, информатики и информатизации образования.