X Международная научно-практическая конференция «Фундаментальные проблемы обучения математике, информатике и информатизации образования»
20–22 сентября 2024 года в Елецком государственном университете им. И.А. Бунина прошла юбилейная X Международная научно-практическая конференция «Фундаментальные проблемы обучения математике, информатике и информатизации образования» (ФПМИ-2024). Соорганизаторами научного мероприятия выступили Российская академия образования (Россия), Белорусский государственный университет (Белоруссия), Казахский национальный педагогический университет им. Абая (Казахстан), Малайзийский институт авиационных технологий университета Куала-Лумпура (Малайзия).
В течение нескольких лет конференция выступает одним из крупнейших научных мероприятий, ориентированных на развитие фундаментальных направлений и инноваций в области совершенствования качества математического и цифрового образования в Российской Федерации. Основной целью проведения конференции выступает создание условий для научной дискуссии специалистов в области теории и методики преподавания математики и информатики в эпоху глобальной цифровизации образования. В рамках конференции обсуждаются актуальные проблемы, новые идеи, а также полученные в ходе исследований эмпирические результаты, что позволяет наметить дальнейшие перспективы развития современного образования.
Пленарное заседание конференции началось 20 сентября в 10.00 ч. в конференц-зале главного корпуса ЕГУ им. И.А. Бунина. С приветственным словом к участникам конференции обратились доктор педагогических наук, профессор, ректор Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина, председатель международного организационного комитета конференции Щербатых Сергей Викторович; академик РАО, академик НАН РК, доктор педагогических наук, профессор, директор Центра развития педагогического образования, заведующий кафедрой методики преподавания математики, физики и информатики Казахского национального педагогического университета им. Абая (Алма-Ата, Казахстан) Абылкасымова Алма Есимбековна; доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории функций Белорусского государственного университета (Минск, Белоруссия) Бровка Наталья Владимировна; доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогической психологии Армянского государственного педагогического университета им. Хачатура Абовяна (Ереван, Армения) Карапетян Владимир Севанович.
Первым участником пленарного заседания стала член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики обучения математике и информатике Московского педагогического государственного университета, заслуженный учитель РФ, лауреат премии Правительства РФ в области образования Босова Людмила Леонидовна, представившая доклад на тему «Искусственный интеллект в общем образовании: риски и возможности».
Педагогический феномен провинции (очерк по истории математического образования в Ельце) был представлен доктором педагогических наук, доцентом, проректором по научной и инновационной деятельности Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина Дворяткиной Светланой Николаевной, доктором педагогических наук, профессором, ректором Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина Щербатых Сергеем Викторовичем, доктором педагогических наук, профессором, профессором кафедры математики, информатики, физики и методики обучения Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина Саввиной Ольгой Алексеевной. Актуальность проведенного исследования состоит в углублении понимания образовательного феномена провинции, демонстрируя сложный процесс становления системы математического образования в провинциальной России.
Академиком РАН, академиком РАО, доктором физико-математических наук, профессором, заведующим кафедрой математической логики и теории алгоритмов Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Семеновым Алексеем Львовичем, академиком РАО, академиком НАН РК, доктором педагогических наук, профессором, директором Центра развития педагогического образования, заведующим кафедрой методики преподавания математики, физики и информатики Казахского национального педагогического университета им. Абая Абылкасымовой Алмой Есимбековной был представлен доклад на тему «Цифровые технологии как фактор подготовки будущего учителя математики к изменениям».
Далее последовало выступление доктора педагогических наук, профессора, профессора департамента информатизации образования Московского городского педагогического университета Заславской Ольги Юрьевны, обозначившей проблемы подготовки педагога к применению иммерсивных технологий в управлении учебно-познавательной деятельностью. Эти технологии позволяют учащимся получать образовательный, исследовательский, практический и профессиональный опыт за счет погружения в виртуальную или дополненную реальность, что способствует более глубокому пониманию материала и повышению интереса к обучению.
Вопросы подготовки школьников к всероссийским и международным математическим олимпиадам были представлены доктором педагогических наук, доцентом кафедры высшей математики, ведущим математиком Учебно-методической лаборатории по работе с одаренными детьми Московского физико-технического института (национального исследовательского университета) Агахановым Назаром Хангельдыевичем.
Выступление академика РАО, доктора педагогических наук, профессора, начальника департамента информатизации образования Московского городского педагогического университета Гриншкуна Вадима Валерьевича затрагивало особенности применения и возможности развития цифровых и нецифровых ресурсов для обучения.
Технология сопровождения формирования академической резильентности обучающихся юношеского возраста была раскрыта в докладе доктора педагогических наук, кандидата физико-математических наук, доцента, профессора кафедры математического анализа, теории и методики обучения математике Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского Райхельгауза Леонида Борисовича.
Заключительным докладом на пленарном заседании стало выступление доктора физико-математических наук, доцента, профессора кафедры дифференциальных уравнений Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Боровских Алексея Владиславовича, который рассказал о введении конструктивного определения понятия математической грамотности, которое позволяет четко идентифицировать дефициты в современном математическом образовании.
Дальнейшая работа конференции была организована в рамках следующих секций: «Актуальные проблемы обучения математике и информатике в системе общего образования», «Новые теории, модели и технологии обучения математике и информатике в системе профессионального образования», «Цифровая трансформация системы образования», «Актуализация вопросов истории математического образования в современных условиях». Формат проведения секций был смешанным, предусматривал как очное, так и дистанционное участие. В ходе секционных заседаний было организовано обсуждение широкого спектра научных проблем в области методики преподавания математики и информатики на всех уровнях образования. Особое внимание уделялось вопросам применения цифровых инструментов на уроках математики в школе, организации олимпиадного движения, решению актуальных проблем обеспечения качества математической подготовки, развитию у школьников функциональной и математической грамотности, реализации проектного, исследовательского, метапредметного подходов в обучении математике и информатике.
В работе конференции приняли участие более 130 ученых из ведущих вузов и учебных заведений России и зарубежных стран. География конференции представлена двадцатью тремя субъектами РФ и четырьмя зарубежными странами (Казахстан, Армения, Белоруссия, Малайзия).
21 сентября 2024 г. конференция ФПМИ-2024 продолжила свою работу в рамках проведения круглого стола для студентов и аспирантов «Вклад молодых исследователей в развитие российской науки и методики ее преподавания». В докладах молодых исследователей затрагивались фундаментальные проблемы математического и цифрового образования в России.
Конференция «Фундаментальные проблемы обучения математике, информатике и информатизации образования» вносит значительный вклад в консолидацию научного сообщества, в проектирование и разработку актуальных направлений педагогических исследований, в подготовку научно-преподавательских кадров в области математики, информатики и информатизации образования.