КРУГЛЫЙ СТОЛ ПО ПРОБЛЕМАМ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
10 июля 2018 года в Елецком государственном университете им. И.А. Бунина состоялся круглый стол «Научно-методическое сопровождение деятельности сельских школ в условиях оптимизации». Инициатором мероприятия выступил главный редактор научно-теоретического журнала «Педагогика», доктор педагогических наук, профессор Бозиев Руслан Сахитович.
Мероприятие было посвящено проблемам и перспективам развития сельской школы в современных условиях.
В работе круглого стола приняли участие Галустов Амбарцум Робертович, проф., д.п.н., ректор Армавирского педагогического университета; Суходолов Александр Петрович, д. экон. н., проф., ректор Байкальского государственного университета; Рачков Михаил Парфирьевич, д. экон. н., проф., советник при ректорате Байкальского государственного университета; Котькова Галина Евгеньевна, д.п.н, проф., руководитель научно-исследовательской лаборатории сельской школы Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева, а также ученые ЕГУ, которые в прошлом году выполняли научный проект по государственному заданию Министерства образования и науки РФ «Разработка научно-методологического обоснования и методических рекомендаций по вопросам организации деятельности сельской школы в современных условиях, включая вопросы нормативного правового обеспечения деятельности, специфики работы, в том числе связанной с укрупнением образовательных организаций путем создания филиальной сети, а также методики и технологий обучения (с учетом региональной специфики)».
Открывая встречу, ректор ЕГУ им. И.А. Бунина, доктор педагогических наук, профессор Герасимова Евгения Николаевна обозначила задачи и основные направления деятельности по организационному и научно-методическому сопровождению оптимизации деятельности сельской школы.
В своем выступлении Бозиев Руслан Сахитович, д.п.н., проф., главный редактор научно-теоретического журнала «Педагогика», поприветствовав участников круглого стола, подчеркнул актуальность обозначенной темы, предложил не только обсудить назревшие проблемы в деятельности сельских школ, но и наметить возможные пути их решения.
Об опыте взаимодействия с сельскими школами Орловской области рассказала Котькова Галина Евгеньевна, д.п.н, проф., руководитель научно-исследовательской лаборатории сельской школы Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева.
О роли школы как центра социокультурной жизни села доложила Карташова Валентина Николаевна, д.п.н., проф., директор института филологии ЕГУ им. И.А. Бунина. «Школа - это центр развития социальной и культурной жизни села, влияющий на культурно-образовательный уровень внешней среды через работу образовательных, досуговых, культурных, спортивных центров; это содружество педагогов, учащихся, родителей, общественности, партнеров; это центр развития, адаптации и социализации учащихся через деятельностные подходы к воспитанию и обучению учащихся», - было отмечено в выступлении.
Проблему подготовки квалифицированных кадров для сельской школы осветила в своем докладе Карпачева Ирина Анатольевна, к.п.н., доц., директор института психологии и педагогики ЕГУ им. И.А. Бунина. Участникам круглого стола была предложена магистерская программа по специальности 44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) «Организация деятельности сельской школы в условиях укрупнения образовательных организаций путем создания филиальной сети», разработанный в ходе выполнения государственного задания.
Специфику отбора и работы с математически одарёнными сельскими школьниками Калмыкии осветила в своем докладе Натырова Екатерина Михайловна, доцент кафедры математики, информатики и методики преподавания ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова», кандидат педагогических наук, директор очно-заочной физико-математической школы при университете, педагог Образовательного центра «Сириус».
О новых формах информационно-образовательного пространства на селе рассказал Щербатых Сергей Викторович, д.п.н., проф., проректор по учебной работе ЕГУ им. И.А. Бунина. Также он поделился опытом ЕГУ в организации и проведении открытого математического турнира в дистанционной форме, подчеркнув его отличие от подобных мероприятий.
Трофимова Елена Ивановна, д.п.н., профессор кафедры физики, радиоэлектроники и техники ЕГУ им. И.А. Бунина осветила в своем выступлении особенности организации образовательного процесса в современной сельской школе (на примере естественнонаучного профиля).
В ходе живой дискуссии были обозначены проблемы развития сельской школы: малая наполняемость классов; отсутствие необходимого нормативно-правового обеспечения; неравнозначное ресурсное обеспечение (материально-техническое, кадровое); качество образования и др. Участники круглого столы пришли к выводу, что их успешное решение возможно совместными усилиями учителей, ученых, руководителей отделов образования и органов местного самоуправления, исполнительной власти. Кроме этого, было предложено решение конкретных вопросов увязать с программами развития профильных министерств и ведомств РФ. Подводя итоги, Бозиев Р.С. пригласил ученых опубликовать материалы в очередном выпуске журнала «Педагогика», который включен в новую базу данных лучших российских научных журналов для размещения на платформе Web of Science (RSCI).