Научные направления
Основные направления научно-исследовательской работы в 2011-2013 учебном году
Стратегия развития науки в ЕГУ им. И. А. Бунина определяется приоритетным значением научной деятельности в решении задач развития университета в целом. Результаты научной работы служат «визитной карточкой» университета, основой его устойчивого развития, являются фактором, определяющим место Елецкого университета в сообществе российских вузов.
Стратегическими задачами в сфере научной работы выступают:
-
развитие фундаментальных и прикладных исследований и разработок (как в традиционных, так и принципиально новых для университета сферах научного знания);
-
повышение уровня конкурентоспособности и востребованности результатов научной работы в регионе, РФ, международном научном сообществе;
-
поддержка и развитие существующих и формирование новых научных школ, обеспечение преемственности научных знаний, сохранение и развитие кадрового потенциала университета;
-
расширение спектра прикладных научных исследований по актуальным для региона направлениям развития науки, техники, экономики и социальной сферы;
-
развитие международного научного сотрудничества;
-
совершенствование организации и управления в области развития науки в университете.
В качестве основных направлений в научно-исследовательской деятельности коллектива в 2013 году определяются:
- Литературно-лингвистические исследования. Ведущей и объединяющей ряд кафедр филологического факультета является тема «Творческое наследие писателей Подстепья в контексте филологической традиции и русского национального мирообраза». Научно-исследовательская работа кафедр ведется по следующим направлениям:
- генезис и эволюция историко-культурного наследия Центрального Черноземья (Борисова Н. В., Дякина А. А.);
- русская литература в контексте русской культуры (Иванюк Б. П., Дудина Т.П.);
- литература XX века и культура русской провинции (Комлик Н. Н., Урюпин И.С.);
- система русского языка: история и современное состояние (Казарина В.И., Курносова И.М., Мещерякова О.А., Свиридова Т.М., Фигуровская Г. Д., Хашимов Р.И.).
- Исторические исследования ведутся в рамках проблемы «Русь – Россия: Восток и Запад в древности, новое и новейшее время». Важнейшие направления:
- история и археология в исследовании региональных аспектов культурного наследия Центрального Черноземья, историческое краеведение (Пряхин А.Д.);
- археологические памятники древнерусского периода Чернигово-Рязанского порубежья (Тропин Н. А.);
- раннесредневековый Тохаристан (Соловьев В. С.)
- Педагогические и психологические исследования складываются из следующих направлений:
- теоретические и практические основы создания и развития университетского комплекса в условиях традиционной культуры (Долженко О. В., Кузовлев В. П.);
- исследование духовной традиции отечественного образования (Белканов Н. А.);
- становление и развитие отечественного педагогического образования (Плетенева И. Ф.);
- профессиональное воспитание: история, методология, современная практика (Кузовлев В. П., Карташова В. Н., Подаева Н. Г., Трофимова Е.И.);
- культурные и социальные особенности региона как фактор экономического развития Липецкой области (Кузовлев В. П., Коротких В. И.);
- теория и методика обучения русскому языку (Ларских З. П., Бирюкова Т. Г.);
- современные проблемы теории и методики обучения математике в вузе (Кузовлев В. П., Подаева Н. Г., Саввина О. А.);
- инновации и традиции в отечественном дошкольном образовании (Герасимова Е. Н., Пронина А.Н., Сушкова И. В.);
- принципы использования психологических методик в диагностических и научно-исследовательских целях (Будякова Т. П.).
- Юридические исследования:
- конституционно-правовое регулирование процесса федерализации государственного устройства России (Ермаков В. Г.);
- защита прав граждан и организаций в сфере гражданских и трудовых правоотношений (Гребенюк Н. Л.);
- поощрительные нормы в уголовном законодательстве России (Горичева В.Л.);
- актуальные проблемы развития гражданского, предпринимательского, семейного, международного частного, трудового права (Балашова Т.Н.);
- технические средства правоприменительной, правоохранительной и процессуальной деятельности Российского государства (Дук Ю.И.);
- Естественнонаучные и математические исследования:
- исследование термоэлектрокинетического эффекта в жидких электролитах (Зайцев А. А.);
- методология и практика обучения математике, информатике и ИКТ в общеобразовательной школе и вузе (Щербатых С.В., Масина О.Н.);
- повышение технико-экономической эффективности автопоездов Черноземного региона РФ (Сливинский Е. В.);
- агротехнические основы получения экологически безопасной продукции картофеля (Бутов А. В.);
- проблема повышения плодородия почв, эффективности использования – n удобрений и получения экологически чистой растеневодческой продукции в условиях северо-западного агроклиматического района Липецкой области (Гулидова В.А.);
- агроэкологическая оценка пахотных земель северо-западной части ЦЧЗ (Воропаев В. Н.);
- вопросы спектральной теории граничных задач для иррегулярных уравнений (Корниенко В. В.).