Научные направления


Основные направления научно-исследовательской работы в 2011-2013 учебном году

Стратегия развития науки в ЕГУ им. И. А. Бунина определяется приоритетным значением научной деятельности в решении задач развития университета в целом. Результаты научной работы служат «визитной карточкой» университета, основой его устойчивого развития, являются фактором, определяющим место Елецкого университета в сообществе российских вузов.

 

Стратегическими задачами в сфере научной работы выступают:

  • развитие фундаментальных и прикладных исследований и разработок (как в традиционных, так и принципиально новых для университета сферах научного знания);

  • повышение уровня конкурентоспособности и востребованности результатов научной работы в регионе, РФ, международном научном сообществе;

  • поддержка и развитие существующих и формирование новых научных школ, обеспечение преемственности научных знаний, сохранение и развитие кадрового потенциала университета;

  • расширение спектра прикладных научных исследований по актуальным для региона направлениям развития науки, техники, экономики и социальной сферы;

  • развитие международного научного сотрудничества;

  • совершенствование организации и управления в области развития науки в университете.

В качестве основных направлений в научно-исследовательской деятельности коллектива в 2013 году определяются:

  1. Литературно-лингвистические исследования. Ведущей и объединяющей ряд кафедр филологического факультета является тема «Творческое наследие писателей Подстепья в контексте филологической традиции и русского национального мирообраза». Научно-исследовательская работа кафедр ведется по следующим направлениям:
    • генезис и эволюция историко-культурного наследия Центрального Черноземья (Борисова Н. В., Дякина А. А.);
    • русская литература в контексте русской культуры (Иванюк Б. П., Дудина Т.П.);
    • литература XX века и культура русской провинции (Комлик Н. Н., Урюпин И.С.);
    • система русского языка: история и современное состояние (Казарина В.И., Курносова И.М., Мещерякова О.А., Свиридова Т.М., Фигуровская Г. Д., Хашимов Р.И.).
  2. Исторические исследования ведутся в рамках проблемы «Русь – Россия: Восток и Запад в древности, новое и новейшее время». Важнейшие направления:
    • история и археология в исследовании региональных аспектов культурного наследия Центрального Черноземья, историческое краеведение (Пряхин А.Д.);
    • археологические памятники древнерусского периода Чернигово-Рязанского порубежья (Тропин Н. А.);
    • раннесредневековый Тохаристан (Соловьев В. С.)
  3. Педагогические и психологические исследования складываются из следующих направлений:
    • теоретические и практические основы создания и развития университетского комплекса в условиях традиционной культуры (Долженко О. В., Кузовлев В. П.);
    • исследование духовной традиции отечественного образования (Белканов Н. А.);
    • становление и развитие отечественного педагогического образования (Плетенева И. Ф.);
    • профессиональное воспитание: история, методология, современная практика (Кузовлев В. П., Карташова В. Н., Подаева Н. Г., Трофимова Е.И.);
    • культурные и социальные особенности региона как фактор экономического развития Липецкой области (Кузовлев В. П., Коротких В. И.);
    • теория и методика обучения русскому языку (Ларских З. П., Бирюкова Т. Г.);
    • современные проблемы теории и методики обучения математике в вузе (Кузовлев В. П., Подаева Н. Г., Саввина О. А.);
    • инновации и традиции в отечественном дошкольном образовании (Герасимова Е. Н., Пронина А.Н., Сушкова И. В.);
    • принципы использования психологических методик в диагностических и научно-исследовательских целях (Будякова Т. П.).
  4. Юридические исследования:
    • конституционно-правовое регулирование процесса федерализации государственного устройства России (Ермаков В. Г.);
    • защита прав граждан и организаций в сфере гражданских и трудовых правоотношений (Гребенюк Н. Л.);
    • поощрительные нормы в уголовном законодательстве России (Горичева В.Л.);
    • актуальные проблемы развития гражданского, предпринимательского, семейного, международного частного, трудового права (Балашова Т.Н.);
    • технические средства правоприменительной, правоохранительной и процессуальной деятельности Российского государства (Дук Ю.И.);
  5. Естественнонаучные и математические исследования:
    • исследование термоэлектрокинетического эффекта в жидких электролитах (Зайцев А. А.);
    • методология и практика обучения математике, информатике и ИКТ в общеобразовательной школе и вузе (Щербатых С.В., Масина О.Н.);
    • повышение технико-экономической эффективности автопоездов Черноземного региона РФ (Сливинский Е. В.);
    • агротехнические основы получения экологически безопасной продукции картофеля (Бутов А. В.);
    • проблема повышения плодородия почв, эффективности использования – n удобрений и получения экологически чистой растеневодческой продукции в условиях северо-западного агроклиматического района Липецкой области (Гулидова В.А.);
    • агроэкологическая оценка пахотных земель северо-западной части ЦЧЗ (Воропаев В. Н.);
    • вопросы спектральной теории граничных задач для иррегулярных уравнений (Корниенко В. В.).