Журнал «Вопросы государства и права»

Аннотации статей.

Алонцева Д.В., Сафронова Е.В.. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ Ф.Ф. КОКОШКИНА

Статья посвящена анализу государственно-правовых взглядов русского правоведа, общественного и политического деятеля, основоположника государственного права России Федора Федоровича Кокошкина. Ф.Ф. Кокошкин входит в плеяду ученых-государствоведов дореволюционной эпохи, малоизученных в отечественной политико-правовой мысли. Научная деятельность ученого связана с построением концепции государственного устройства, определением сущности государства и его основных элементов. Основу государственного устройства, по мнению правоведа, образуют три основных принципа: гражданская свобода и равенство, народная воля и социальная справедливость. Государство в понимании мыслителя образует совокупность элементов - территория, власть, население. По мнению мыслителя, государство находится во взаимоотношении с правом, право независимо от государства, в отличие от государственной власти, которая находится в зависимости от права. Право в понимании ученого делится на виды: объективное (законодательное) и субъективное право (представляющее интерес, защищенный посредством признания направленной на него государственной воли). Особого внимания заслуживает определение суверенитета в понимании правоведа. По мнению Ф.Ф. Кокошкина, суверенитет - это свойство государственной власти, наделяющее ее статусом верховной власти.
The article is devoted to the analysis of the state-legal views of the Russian jurist, public and political figure, the founder of the state law of Russia Fyodor Fedorovich Kokoshkin. F.F. Kokoshkin is one of the pleiad of scientists-statesmen of the pre-revolutionary era, little studied in the domestic political and legal thought. The scientific activity of the scientist is connected with the construction of the concept of the state structure, the definition of the essence of the state and its main elements. The basis of the state structure, according to the jurist, is formed by three basic principles: civil freedom and equality, the people's will and social justice. The state in the thinker's mind forms a set of elements - territory, power, population. According to the thinker, the state is in relationship with the law, the law is independent of the state, unlike the state power, which is dependent on the law. The right in the understanding of the scientist is divided into types: objective (legislative) and subjective law (of interest, protected by recognition of the state will directed at it). The definition of sovereignty in the sense of law deserves special attention. According to F.F. Kokoshkin, sovereignty is a property of the state power, giving it the status of supreme power.

Карлуш К.Ж.. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ АНГОЛА

Статья выполнена на актуальную тему, поскольку институт семьи, брачно-семейные ценности и традиции любого общества показывают стабильность развития государства. Законодательство Республики Анголы представляет собой сочетание португальского права (континентальной правовой семьи) и обычного права. Подобный симбиоз сказывается на правовом статусе семьи как брака (прошедшего регистрацию) и брака без регистрации (проживание). Основным законом республики является Конституция 1975 г. или «Конституционный закон», определяющий правовое регулирование возникающих в государстве правоотношений. Поправки, внесенные в 1992 г в Основной закон, определили конституционные основы развития демократичности на всей территории государства. Согласно Конституции республики семейные отношения - основа государства и общества. Однако наряду с правовыми нормами в регулировании семейных отношений применяются и обычаи в зависимости от региона. Семейные отношения в республики основываются как на браке, зарегистрированном в установленном порядке, так и на фактическом проживании без сопутствующей регистрации. Особенностью семейных ценностей республики является большая семья, родственная поддержка друг друга, передача семейных ценностей и знаний. Закрепляя статус семьи как ячейки общества, государство предъявляет к ней требования. Каждая семья должна способствовать воспитанию детей и молодого поколения, передавая им традиции и ценности предшествующих поколений.
The article is made on an urgent topic, since the institution of the family, marriage and family values and traditions of any society show the stability of the development of the state. The legislation of the Republic of Angola is a combination of Portuguese law (continental legal family) and customary law. Such a symbiosis affects the legal status of the family as a marriage (registered) and a marriage without registration (residence). The basic law of the Republic is the Constitution of 1975) or the "Constitutional Law", which determines the legal regulation of legal relations arising in the state. Amendments introduced in 1992 to the Basic Law defined the constitutional foundations for the development of democracy throughout the state. According to the Constitution of the Republic, family relations are the basis of the state and society. However, in parallel with the legal norms in the regulation of family relations, customs are also applied depending on the region. Family relations in the Republic are based both on marriage registered in accordance with the established procedure and on actual residence without accompanying registration. The peculiarity of the family values of the republic is a large family, kindred support for each other, the transfer of family values and knowledge. By consolidating the status of the family as a unit of society, the state imposes requirements on it. Every family should contribute to the upbringing of children and the younger generation, passing on to them the traditions and values of previous generations.

Чернышева Ю.А., Аристов Е.В., Лаврищева О.А.. СОВРЕМЕННЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ В ФОРМЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПОСОБИЙ: ФЕДЕРАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

В статье авторы представили краткий историко-правовой обзор отечественного института социальных пособий в отношении семей с детьми; сформулировали авторское определение понятия пособий на детей, как вида социального обеспечения; систематизировали виды пособий на детей по различным критериям, среди которых важное место занимает деление пособий по источнику финансирования на федеральные и региональные; исследовали особенности предоставления единого пособия; а также выявили структуру, особенности назначения и выплаты региональных социальных пособий на детей на примере Липецкой области. Проведя исследование в ракурсе современного анализа государственной социальной политики в сфере социальной поддержки семей, воспитывающих детей, авторы выделили несколько приоритетных направлений совершенствования института социальных пособий на детей. Предлагаемые направления совершенствования системы мер социальной поддержки в отношении назначения и предоставления пособий на ребёнка на региональном уровне позволят обеспечить существенное повышение их социально-демографической эффективности. Реализация выработанных рекомендаций (регионального и федерального характера) может стать ключевым стимулом для перехода России к принципиально новому состоянию инклюзивной экономики.
In the article, the authors presented a brief historical and legal overview of the domestic institute of social benefits in relation to families with children; formulated the author's definition of the concept of child benefits as a type of social security; systematized the types of child benefits according to various criteria, among which an important place is occupied by the division of benefits by source of funding into federal and regional; investigated the features of providing a single benefits; and also revealed the structure, features of the appointment and payment of regional social benefits for children on the example of the Lipetsk region. Having conducted a study from the perspective of a modern analysis of the state social policy in the field of social support for families raising children, the authors identified several priority areas for improving the institute of social benefits for children. The proposed directions for improving the system of social support measures in relation to the appointment and provision of child benefits at the regional level will ensure a significant increase in their socio-demographic effectiveness. The implementation of the developed recommendations (of a regional and federal nature) can become a key incentive for Russia's transition to a fundamentally new state of an inclusive economy.

Биткова Л.А.. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ЮРИСТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ВЫЗОВЫ И ТРЕНДЫ

В статье представлены результаты исследования проблем и перспектив профессиональной подготовки юристов в современных условиях на основе анализа требований нормативных актов и опроса студентов-юристов. Одной из основных проблем обозначено ухудшение качества юридических услуг, оказываемых населению. Даже достаточно высокая конкуренция на рынке юридических услуг не способствует повышению их качества. По мнению обучающихся, «долгосрочность» и «зрелищность» юридического образования снижает его привлекательность, но максимальная вовлеченность в проектную деятельность, практическое взаимодействие с представителями перспективных работодателей смогло бы нивелировать излишне теоретизированный образовательный процесс. Юрист должен развиваться в ежедневном режиме, непрерывно быть в курсе изменений действующих нормативных актов, государственной политики в той или иной сфере общественных отношений. Автором обосновывается тезис о важности реализации формулы «образование-наука-практика», поскольку гарантии руя право на получение квалифицированной юридической помощи, государство должно обеспечить условия, способствующие профессиональной подготовке квалифицированных юристов. Несмотря на предоставленную законодательством РФ образовательным организациям автономию, на федеральном уровне необходимо выработать единый подход в организации получения юридической профессии с учетом запросов самих обучающихся и работодателей.
The article presents the results of a study of the problems and prospects of professional training of lawyers in modern conditions based on the analysis of the requirements of regulations and a survey of law students. One of the main problems is the deterioration of the quality of legal services provided to the population. Even fairly high competition in the market of legal services does not contribute to improving their quality. According to the students, the «long-term» and «entertainment» of legal education reduces its attractiveness, but maximum involvement in project activities, practical interaction with representatives of prospective employers could level out the overly theorized educational process. A lawyer should develop on a daily basis, continuously be aware of changes in existing regulations, state policy in a particular area of public relations, the presence of external and internal «challenges», the emergence of new technologies. The author substantiates the thesis about the importance of implementing the formula «education-science-practice», since guaranteeing the right to receive qualified legal assistance, the state must provide conditions conducive to the professional training of qualified lawyers. Despite the autonomy granted by the legislation of the Russian Federation to educational organizations, at the federal level it is necessary to develop a unified approach to the organization of obtaining a legal profession, taking into account the requests of students and employers themselves.

Перепелица М.А.. МЕХАНИЗМЫ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ IT-ОТРАСЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассматриваются особенности применения в Российской Федерации (далее РФ) механизмов налогового стимулирования IT-отрасли. Анализируются налоговые льготы, упрощённая система налогообложения и режим налогообложения на территориях Особых экономических зон (далее ОЗЭ). Отдельное внимание уделяется рассмотрению порядка доступа и аккредитации компаний для возможности работать на территории ОЭЗ с применением льготного режима налогообложения. Делается вывод о том, что государство в целом, в комплексе применяет все механизмы налогового стимулирования: налоговые льготы, упрощённую систему налогообложения, ОЭЗ, однако при этом имеют место ряд усложнённых процедур, которые в конечном итоге влияют на уровень развития отечественной IT-отрасли. Российская Федерация использует избирательный и дифференцированный подход при налоговом стимулировании IT-отрасли, из-за чего большая часть IT-компаний отсекается от льготного режима налогообложения. Обосновывается тезис о том, что для целостного и системного развития отечественной IT-отрасли представляется нецелесообразными дифференцировать IT- компании на Software Company (компании, специализирующиеся на высоких технологиях) и компании, не специализирующиеся на таких технологиях. Отдельное внимание обращается на необходимость расширения перечня видов IT-деятельности, открывающих доступ отечественным IT-компаниям к механизму льготного налогообложения. Такой подход позволит объединить большинство отечественных IT- компаний и специалистов - физических лиц на территории отдельной ОЭЗ, что является выгодным как для самих компаний и физических лиц, так и государству, которое ведёт учёт производимой ими IT-продукции и открытиям. В целом, делается вывод, что в РФ необходимо обеспечить единообразное применение механизмов налогового стимулирования отечественной IT-отрасли на всей территории, что будет способствовать её развитию и росту конкурентоспособности на международном IT -рынке.
The article discusses the features of the application by the Russian Federation (hereinafter referred to as the Russian Federation)/ Tax incentives, a simplified taxation system and the taxation regime in the territory of the Special Economic Zones (hereinafter, SEZ) are analyzed. Special attention is paid to the consideration of the procedure for access and accreditation of companies for the opportunity to work in the territory with the use of a preferential tax regime. The article concludes that states as a whole apply all tax incentive mechanisms in a complex: tax incentives, a simplified taxation system, SEZ, however, there are differences in their use, which ultimately affects the level of stimulation of domestic IT industries. The Russian Federation uses a selective and differentiated approach, which is why most IT companies are cut off from the preferential tax regime. The access of foreign companies from friendly countries as residents in the territory of the Russian SEZ will facilitate the introduction of new information technologies and the exchange of experience with domestic IT companies. The thesis is also substantiated that for a holistic and systematic stimulation of the development of the domestic IT industry, it seems inappropriate to differentiate IT companies into Software Company (companies specializing in high technologies) and companies not specializing in such technologies. Special attention is drawn to the need to expand the list of types of IT - activities that provide access to domestic IT - companies to the mechanism of preferential taxation. The article notes that the experience of tax incentives for the IT industry to unite the majority of domestic IT companies and specialists - individuals in the territory of a separate free economic zone, which is beneficial both for the companies themselves and individuals from - for preferential taxation, and to the state, which keeps them records and records of their IT products and discoveries. In general, it is concluded that in the Russian Federation it is necessary to ensure the uniform application of tax incentives for the domestic IT industry throughout the territory, which will contribute to its development and growth of competitiveness in the international IT market.

Кургузкина Е.Б., Власова Н.А.. ВОПРОСЫ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ НЕУВАЖЕНИЯ К СУДУ (СТ. 297 УК РФ)

В статье рассматривается современное состояние преступности, связанной с неуважением к суду, ее динамика и признаки. Анализируются основные характеристики криминогенной личности, склонной к совершению таких преступлений, даётся обобщённый портрет личности преступника, совершающего неуважение к суду: мужчина, возраста от 30 до 49 лет, ранее совершивший преступление, не имеющий постоянного источника дохода, образование среднее, на момент совершения преступления отбывающий наказание в местах лишения свободы. Если обратиться к уголовной статистике, то по абсолютным показателям неуважение к суду в общем массиве преступности составляет небольшую долю. Но опасность данных преступлений заключается не столько в их распространённости (совершается их не так много), сколько в последствиях, заключающихся в дестабилизации судебных разбирательств, умалении авторитета суда, в снижении доверия к правосудию.
The article examines the current state of crime related to contempt of court, its dynamics and signs. The main characteristics of a criminogenic personality prone to committing such crimes are analyzed, a generalized portrait of the personality of a criminal committing contempt of court is given: a man, aged 30 to 49 years, who previously committed a crime, does not have a permanent source of income, secondary education, at the time of the crime serving a sentence in prison. If we turn to criminal statistics, then according to absolute indicators, contempt of court in the total array of crime is a small proportion. But the danger of these crimes lies not so much in their prevalence (not so many are committed), as in the consequences of destabilizing court proceedings, diminishing the authority of the court, and reducing confidence in the rule of law.

Поваляева А.В., Мирончуковская В.В.. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МОЛОДЕЖИ КАК СРЕДСТВО БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

В рамках обеспечения информационной безопасности нашей страны важное место занимает борьба с преступлениями экстремистской направленности в социальных сетях. Авторы в статье предприняли попытку рассмотреть наиболее распространённый способ негативного влияния социальных сетей на детское мировосприятие путем нарушения уголовного законодательства. Авторы обосновали точку зрения, что хоть экстремизм и радикализация, ведущие к насилию, сами по себе не являются новыми явлениями, их последствия для молодого поколения, а также для молодежного сектора в последние годы стали более заметными. Особая опасность молодёжного экстремизма в условиях развития современного, цифрового общества обусловлена многими факторами, среди которых выделяются особенности психофизического состояния его субъектов. Работа с молодежью в рассматриваемом направлении может дать плодотворные результаты только при совместной деятельности семьи с образовательными учреждениями и другими социальными секторами, что сыграет ключевую роль в предотвращении совершения преступлений молодежью с использованием социальных сетей на ранних стадиях.
As part of ensuring the information security of our country, the fight against extremist crimes in social networks occupies an important place. The authors of the article attempted to consider the most common way of negative influence of social networks on children's worldview by violating criminal legislation. The authors substantiated the point of view that although extremism and radicalization leading to violence are not new phenomena in themselves, their consequences for the younger generation, as well as for the youth sector, have become more noticeable in recent years. The particular danger of youth extremism in the context of the development of a modern, digital society is due to many factors, among which the peculiarities of the psychophysical state of its subjects are highlighted. Working with young people in this direction can yield fruitful results only if the family works together with educational institutions and other social sectors, which will play a key role in preventing the commission of crimes by young people using social networks at an early stage.

Оркина К.А., Отческая Т.И.. О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА В РАССМОТРЕНИИ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ СУДАМИ

Актуальность заявленной темы не вызывает сомнений, поскольку в статье рассмотрен вопрос о законодательном и научно-методическом обеспечении указанного процесса, а также освещены различные проблемы, возникающие при участии прокурора в рассмотрении уголовных дел судами. К ним авторами отнесены: законодательное несоответствие некоторых положений, которые недостаточно ясно освещают процессуальный статус прокурора при подготовке к судебному заседанию; проблемы участия прокурора в стадии производства в апелляционной инстанции; недостаток уровня знаний, опыта работы и квалификации государственных обвинителей; не предоставление прокурору реального времени на ознакомление с материалами дела; несвоевременное назначение государственного обвинителя; участие в процессах по большей части помощников прокуроров, а не самих прокуроров; возможность делегирования прокурором органу предварительного расследования полномочий на поддержание государственного обвинения.
The relevance of the stated topic is beyond doubt, since the article considers the issue of legislative and scientific and methodological support of the specified process, as well as highlights various problems that arise with the participation of the prosecutor in the consideration of criminal cases by the courts. The authors attributed to them: legislative inconsistency of some provisions that do not clearly cover the procedural status of the prosecutor in preparation for the court session; problems of the prosecutor's participation in the stage of proceedings in the appellate instance; lack of knowledge, work experience and qualifications of public prosecutors; failure to provide the prosecutor with real time to familiarize himself with the case materials; untimely appointment of a public prosecutor; participation in the trials is mostly by assistant prosecutors, and not by the prosecutors themselves; the possibility of delegating by the prosecutor to the preliminary investigation body the authority to maintain the state prosecution.

Шайкова М.В.. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРЕСТУПНИКОВ (ПСИХОЛОГО-ПРАВОВОЙ ПОДХОД)

В статье проведен комплексный психолого-правовой анализ формирования личности несовершеннолетних правонарушителей. Рассмотрены индивидуально-личностные особенности «трудных» подростков, типология и структура личности несовершеннолетних, склонных к асоциальному поведению. Исследованы категории неблагополучных семей, в которых воспитываются несовершеннолетние. Даются статистические данные преступности несовершеннолетних в России и детерминанты, влияющие на данный вид преступности. Несовершеннолетние совершают преступления, которые можно выделить по возрастным и психолого-характерологическим особенностям: кражи, угоны авто и мототранспорта, их действия часто спонтанны, не профессиональны, очень часто подростки используются более старшими преступниками на второстепенных ролях. Подростки наиболее часто совершают преступления в группе. В соответствии со ст. 35 УК РФ преступление признается совершенным группой лиц, если в его совершении совместно участвовали два и более лица. Детерминантами групповой преступности несовершеннолетних являются: возрастные особенности, стремление самоутвердиться, культивирование средствами массовой информации криминальных привычек, обычаев, соответствие старшим по возрасту.
Тhe article presents a comprehensive psychological and legal analysis of the formation of the personality of juvenile offenders. The individual and personal characteristics of "difficult" adolescents, the typology and personality structure of minors prone to antisocial behavior are considered. The categories of dysfunctional families in which minors are brought up are investigated. Statistical data on juvenile delinquency in Russia and the determinants affecting this type of crime are given. Minors commit crimes that can be distinguished by age and psychological and characterological features: theft, theft of cars and motor vehicles, their actions are often spontaneous, not professional, very often teenagers are used by older criminals in secondary roles. Teenagers most often commit crimes in a group. In accordance with Article 35 of the Criminal Code of the Russian Federation, a crime is recognized as committed by a group of persons if two or more persons participated in its commission jointly. The determinants of group juvenile delinquency are: age characteristics, the desire to assert themselves, the cultivation of criminal habits and customs by the mass media, compliance with seniors.