Журнал «Вопросы государства и права»
Выпуск №1 (1) (2023)
УДК 336.221
DOI 10.24888/2949-3292.2023.1.1.036-047
МЕХАНИЗМЫ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ IT-ОТРАСЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье рассматриваются особенности применения в Российской Федерации (далее РФ) механизмов налогового стимулирования IT-отрасли. Анализируются налоговые льготы, упрощённая система налогообложения и режим налогообложения на территориях Особых экономических зон (далее ОЗЭ). Отдельное внимание уделяется рассмотрению порядка доступа и аккредитации компаний для возможности работать на территории ОЭЗ с применением льготного режима налогообложения. Делается вывод о том, что государство в целом, в комплексе применяет все механизмы налогового стимулирования: налоговые льготы, упрощённую систему налогообложения, ОЭЗ, однако при этом имеют место ряд усложнённых процедур, которые в конечном итоге влияют на уровень развития отечественной IT-отрасли. Российская Федерация использует избирательный и дифференцированный подход при налоговом стимулировании IT-отрасли, из-за чего большая часть IT-компаний отсекается от льготного режима налогообложения. Обосновывается тезис о том, что для целостного и системного развития отечественной IT-отрасли представляется нецелесообразными дифференцировать IT- компании на Software Company (компании, специализирующиеся на высоких технологиях) и компании, не специализирующиеся на таких технологиях. Отдельное внимание обращается на необходимость расширения перечня видов IT-деятельности, открывающих доступ отечественным IT-компаниям к механизму льготного налогообложения. Такой подход позволит объединить большинство отечественных IT- компаний и специалистов - физических лиц на территории отдельной ОЭЗ, что является выгодным как для самих компаний и физических лиц, так и государству, которое ведёт учёт производимой ими IT-продукции и открытиям. В целом, делается вывод, что в РФ необходимо обеспечить единообразное применение механизмов налогового стимулирования отечественной IT-отрасли на всей территории, что будет способствовать её развитию и росту конкурентоспособности на международном IT -рынке.
Ключевые слова
IT-отрасль; IТ-компания; налоговое стимулирование; налогообложение; налоговые льготы; особые экономические зоны
MECHANISMS OF TAX INCENTIVES REGULATION FOR THE IT INDUSTRY IN THE RUSSIAN FEDERATION
The article discusses the features of the application by the Russian Federation (hereinafter referred to as the Russian Federation)/ Tax incentives, a simplified taxation system and the taxation regime in the territory of the Special Economic Zones (hereinafter, SEZ) are analyzed. Special attention is paid to the consideration of the procedure for access and accreditation of companies for the opportunity to work in the territory with the use of a preferential tax regime. The article concludes that states as a whole apply all tax incentive mechanisms in a complex: tax incentives, a simplified taxation system, SEZ, however, there are differences in their use, which ultimately affects the level of stimulation of domestic IT industries. The Russian Federation uses a selective and differentiated approach, which is why most IT companies are cut off from the preferential tax regime. The access of foreign companies from friendly countries as residents in the territory of the Russian SEZ will facilitate the introduction of new information technologies and the exchange of experience with domestic IT companies. The thesis is also substantiated that for a holistic and systematic stimulation of the development of the domestic IT industry, it seems inappropriate to differentiate IT companies into Software Company (companies specializing in high technologies) and companies not specializing in such technologies. Special attention is drawn to the need to expand the list of types of IT - activities that provide access to domestic IT - companies to the mechanism of preferential taxation. The article notes that the experience of tax incentives for the IT industry to unite the majority of domestic IT companies and specialists - individuals in the territory of a separate free economic zone, which is beneficial both for the companies themselves and individuals from - for preferential taxation, and to the state, which keeps them records and records of their IT products and discoveries. In general, it is concluded that in the Russian Federation it is necessary to ensure the uniform application of tax incentives for the domestic IT industry throughout the territory, which will contribute to its development and growth of competitiveness in the international IT market.
Key words:
IT - industry; IT - company; tax regulation; taxation; tax incentives; special economic zones
Список литературы
-
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 1.11.2013 г. № 2036- р «Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года». [ Электронный ресурс]. Доступ к электронному ресурсу: https://base.garant.ru/70498122/(дата обращения : 7.05.2023 г.)
-
Жигунова Е. Н. Содержание налогового регулирования и его основные инструменты //Вестник Российского университета кооперациию. 2014. № 1 (15). С. 44-49.
-
Барулин С. В., Ермакова Е. А., Степаненко В. В. Налоговый менеджмент: учеб. пособие. М.: Омега - Л, 2008. 269 с.
-
IT - компания- коды ОКВЭД. [Электронный ресурс]. Доступ к электронному ресурсу: https://reg.rosbank.ru/okved-it.do (дата обращения 8.05.2023 г.)
-
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности от 26.07.2022 г. № 14: Приказ Росстандарта. [Электронный ресурс]. Доступ к электронному ресурсу: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163320/(дата обращения: 8.05.2023 г.)
-
Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 № 117- ФЗ /Собрание законодательства Российской Федерации от 2000 г. № 32, Ст. 3340.
-
Положение о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий: Постановление Правительства РФ от 30.09.2022 № 1729. [Электронный ресурс]. Доступ к электронному ресурсу: https://base.garant.ru/405366137/#blok_1100 (дата обращения 8.05.2023 г.)
-
Обращение Президента РФ от 23.06.2020 г.[Электронный ресурс]. Доступ к электронном ресурсу: :http://kremlin.ru/events/president/news/63548 (дата обращения 8.05.2023 г.)
-
Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов. [Электронный ресурс]. Доступ к электронному ресурсу: :http://www.minfin.gov.ru (дата обращения 10.05. 2023 г.)
-
Положение о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий: Постановление Правительства РФ от 30.09.2022 № 1729. [Электронный ресурс]. Доступ к электронному ресурсу: https://base.garant.ru/405366137/#blok_1100 (дата обращения 10.05.2023 г.)
-
Козырин А.Н. Налоговое право: учебник для бакалавриата. - М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2021. - 487 с.
-
Ногина О.А. О понятии и признаках специального налогового режима //Актуальные проблемы российского права. 2017. № 11. С.68-73.
-
Мурадханова З. С., Мусаева Х. М. Специальные налоговые режимы: достоинства и недостатки // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. №12-2 (58). С.134-136.
-
Пансков В.Г. Особые экономические зоны: итоги и перспективы развития //Актуальные вопросы экономики. 2018. № 7. С.39-53.
-
CNews назвал регионы России, где ИТ - компании платят меньше всего налогов [Электронный ресурс]. Доступ к электронному ресурсу: https://base.garant.ru/405366137/#blok_1100 (дата обращения 10. 05. 2023 г.)
-
Особые экономические зоны для IT и инновационных проектов. [Электронный ресурс]. Доступ к электронному ресурсу: https://sezinnopolis.ru (дата обращения 10.05.2023 г.)