Журнал «Вопросы государства и права»
Аннотации статей.
Сафронов Н.А., Сафронова Е.В.. К.Д. УШИНСКИЙ О ГОСУДАСТВЕННОЙ ВЛАСТИ (К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)
Статья приурочена к 200-летию со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского (1823-1870) - выдающегося русского педагога, правоведа, писателя, выпускника юридического факультета Московского университета. В работе выявляются факты биографии ученого, связанные с юридическим образованием, анализируются его взгляды на государство, право, государственную власть. Ушинский считал, что целью государственной власти должно стать стремление сродниться с народными потребностями. Эта идея сближала его с представителями русской консервативной политико-правовой доктрины - Л.А. Тихомировым, П.Е. Казанским, В.Д. Катковым, Н.А. Захаровым и др. Власть монарха, считал он, ограничена общественной нравственностью, разделяемой народом, духовными и религиозными законами, а также законами правовыми. В отличие от консервативных мыслителей Ушинский был сторонником идеи правового государства, в котором произвол власти ограничивается правом им же установленным. Авторы приходят к выводу, что К.Д. Ушинский был патриотом, мыслителем с христианским мировоззрением, воспринявшим популярные западные правовые идеи.
The article is dedicated to the 200th anniversary of the birth of Konstantin Dmitrievich Ushinsky (1823-1870), an outstanding Russian teacher, jurist, writer, graduate of the Faculty of Law of Moscow University. The work reveals the facts of the scientist's biography related to legal education, analyzes his views on the state, law, and state power. Ushinsky believed that the goal of state power should be the desire to become akin to the needs of the people. This idea brought him closer to the representatives of the Russian conservative political and legal doctrine - L.A. Tikhomirov, P.E. Kazansky, V.D. Katkov, N.A. Zakharov, etc. The power of the monarch, he believed, is limited by public morality, shared by the people, spiritual and religious laws, as well as legal laws. Unlike conservative thinkers, Ushinsky was a supporter of the idea of a rule-of-law state in which the arbitrariness of power is limited by the right he established. The authors conclude that K.D. Ushinsky was a patriot, a thinker with a Christian worldview who accepted popular Western legal ideas.
Алонцева Д.В., Чернышева Ю.А.. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ: ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
Статья посвящена анализу законодательных и правоприменительных аспектов института профессиональных заболеваний. Сделан акцент на вопросах правового регулирования профессиональных заболеваний с позиций международного и национального права. Авторами установлены случаи непосредственного происхождения профессиональных болезней, в частности, когда работник подвергался воздействию таких рисков, как минимум в течение определённого периода времени, если у работника возникли симптомы в определённый срок после того, как он прекратил заниматься работой, на которой был подвержен риску профессионального заболевания. Определен порядок действий медицинской организации, диагностировавшей профессиональное заболевание у работника. Установлены сроки проведения организационно-процедурных действий медицинской организации в случаях подтверждения у работника профессионального заболевания. Уточнены категории лиц, подпадающих под статус работника, в частности, это лица, осуществляющие трудовую деятельность как по трудовому договору, так и по гражданско-правовому договору, а также обучающиеся в период практической подготовки в организации (предприятии), лица, отбывающие наказание, иные лица, принимающие участие в производственной деятельности. Согласно действующему законодательству обязанность по организации расследования причин и обстоятельств профессиональных заболеваний возлагается на работодателя. Расследование ограничено конкретными сроками. Оно должно быть начато не позднее десяти дней с момента, как работодателем было получено извещение о профессиональном заболевании одного из работников. Проанализированные примеры из практики подтверждают высокую актуальность настоящего исследования, давая основание говорить о необходимости дальнейших исследований профессиональных заболеваний.
The article is devoted to the analysis of legislative and law enforcement aspects of the Institute of Occupational Diseases. The emphasis is placed on the issues of legal regulation of occupational diseases from the standpoint of international and national law. The authors have established cases of direct origin, occupational diseases, in particular, when an employee was exposed to such risks for at least a certain period of time, if the employee developed symptoms at a certain time after he stopped doing work where he was at risk of occupational disease. The procedure for the actions of a medical organization that diagnosed an occupational disease in an employee is defined. The deadlines for carrying out organizational and procedural actions of a medical organization in cases of confirmation of an employee's occupational disease have been established. The categories of persons falling under the status of an employee have been clarified, in particular, these are persons engaged in labor activity both under an employment contract and under a civil contract, as well as those who train during practical training in an organization (enterprise), persons serving sentences, and other persons taking part in production activities. According to the current legislation, the obligation to organize an investigation of the causes and circumstances of occupational diseases is assigned to the employer. The investigation is limited to specific deadlines. It must be started no later than ten days from the moment the employer received a notification of an occupational disease of one of the employees. The analyzed examples from practice confirm the high relevance of this study, giving reason to talk about the need for further research of occupational diseases.
Карлуш К.Ж.. ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСТВА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Статья содержит актуальные вопросы правового статуса института гражданства с позиции анализа международно-правовых норм. Сделан акцент на рассмотрении правовых категорий гражданин (citizen) и подданный (subject). На протяжении долгих столетий регулированием вопросов гражданства занимались государства внутри своей территории. Хотя в современном обществе изменений по данному вопросу пока нет. Организационно-процедурные вопросы приобретения и прекращения гражданства регулируются национальным законодательством государств с учетом рекомендаций международного права. В наше время растет роль международного права в определении правового статуса гражданина с учетом его принадлежности к конкретному государству. Автор пришел к выводам, что понятие «гражданство» и понятие «подданство», по сути, означают принадлежность конкретного индивида к конкретному государству, однако гражданство характерно для государств с республиканской формой правления, в отличие от подданства, преобладающего в государствах с монархической формой правления. Международное законодательство раскрывает сущность элементов и понятий, входящих в состав института международного гражданства. В частности, п. а ст.2 Европейской конвенции о гражданстве ETS № 166 содержит определение гражданства как правовой связи (отношений) между физическим лицом и государством, вне зависимости от происхождения физического лица. П.б ст.2 Европейской конвенции о гражданстве ETS № 166 раскрывает сущность понятия «множественность гражданств», под которой понимают «одновременное наличие у одного и того же лица двух или более гражданств». В соответствии с п.1 ст. 1 Конвенции о статусе «апатридов», международным правом предусмотрен особый статус лиц «апатридов» как субъектов, не являющихся гражданами конкретного государства.
The article contains topical issues of the legal status of the institution of citizenship from the perspective of the analysis of international legal norms. Emphasis is placed on the consideration of the legal categories of citizen and subject. For many centuries, the regulation of citizenship issues has been handled by States within their territory. Although there are no changes on this issue in modern society yet. Organizational and procedural issues of acquisition and termination of citizenship are regulated by the national legislation of States, taking into account the recommendations of international law. Nowadays, the role of international law in determining the legal status of a citizen, taking into account his belonging to a particular State, is growing. The authors came to the conclusion that the concept of "citizenship" and the concept of "citizenship", in fact, mean that a particular individual belongs to a particular state, but citizenship is characteristic of states with a republican form of government, in contrast to citizenship prevailing in states with a monarchical form of government. International legislation reveals the essence of the elements and concepts that make up the institute of international citizenship. In particular, paragraph a of Article 2 of the European Convention on Citizenship ETS No. 166 defines citizenship as a legal connection (relationship) between an individual and the State, regardless of the origin of the individual. Paragraph b of Article 2 of the European Convention on Citizenship ETS No. 166 reveals the essence of the concept of "plurality of nationalities", which is understood as "the simultaneous presence of two or more nationalities in the same person". In accordance with paragraph 1 of art. 1 of the Convention on the Status of Stateless Persons, international law provides for a special status of "stateless persons" as subjects who are not citizens of a particular State.
Новиков О.А., Надточий И.О.. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ КОММЕРЧЕСКОГО ЗНАКА В ГРАЖДАНСКОМ ОБОРОТЕ. ВИДЫ КОММЕРЧЕСКИХ ЗНАКОВ
Сбор информации о товарах для потребителей - довольно непростая задача. Исходя из того, как потребители самостоятельно собирают информацию о них, товары, участвующие в гражданско-правовом обороте, можно разделить на две группы: товары, которые выбираются на основе опыта, и товары, которые выбираются на основе исследований. К первой группе относятся товары, выбираемые на основе опыта, относятся товары, которые потребители предпочитают покупать без получения конкретной информации, чтобы лично убедиться в их качестве и характеристиках и принять решение о последующих покупках на основе собственного опыта. Маркером, который позволяет потребителям отличать товары друг от друга, яв-ляется товарный знак, который может быть определен в самом широком смысле как способ идентификации, на основании которого о конкретном товаре потребители узнают, или отличают от другого подобного или иного товара. Товарные знаки появ-ляются исторически вместе с возникновением права. Они используются, в том числе, для обозначения товаров и услуг на рынке. Такая практика существует и в РФ, и в дру-гих странах современного мира Товарный знак - это знак, который хозяйствующий субъект использует для обозначения определенных товаров на рынке. Точно так же знаки обслуживания - это знаки, используемые хозяйствующими субъектами для обозначения конкретной услуги на рынке. Изготовители не являются единственными лицами, маркирующими товары знаками, и лицо, маркирующее товары, не обязательно должно быть изготовителем.
Collecting information about goods for consumers is quite a difficult task. Based on how consumers independently collect information about them, goods involved in civil law turnover can be divided into two groups: goods that are selected based on experience, and goods that are selected based on research. The first group includes products selected on the basis of experience, products that consumers prefer to buy without receiving specific information in order to personally verify their quality and characteristics and make a decision about subsequent purchases based on their own experience. A marker that allows consumers to distinguish goods from each other is a trademark, which can be defined in the broadest sense as a method of identification, on the basis of which consumers learn about a particular product, or distinguish it from another similar or other product. Trademarks appear historically together with the emergence of law. They are used, among other things, to designate goods and services on the market. This practice exists both in the Russian Federation and in other countries of the modern world A trademark is a sign that an economic entity uses to describe certain goods on the market. Similarly, service marks are signs used by business entities to designate a specific service on the market. Manufacturers are not the only persons marking goods with signs, and the person marking the goods does not have to be the manufacturer.
Очеретько Е.А.. ПРАВО РЕБЕНКА НА БЕЗОПАСНУЮ ИНФОРМАЦИЮ ИЗ СЕТИ ИНТЕРНЕТ И НА ЗАЩИТУ ОТ ДЕСТРУКТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ИНТЕРНЕТ-СРЕДЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Сегодня несовершеннолетние наряду со взрослым населением активно выступают пользователями информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», которая имеет как положительное влияние на них, так и отрицательное. Неокрепшая психика несовершеннолетних, их слабый уровень критичности мышления и восприятия большого потока информации, слабая эмоциональная составляющая - делают детей незащищенными и наиболее уязвимыми в сфере информационной безопасности. Бесконтрольное применение информационных технологий несовершеннолетними, а также пребывание в социальных сетях и пренебрежение фильтрами для получаемой ребенком или подростком информации может привести к неправильному формированию ценностей восприятия мира, общества, культуры, своей семьи, окружения; семейных ценностей; деструктивному поведению, депрессивному состоянию, агрессии к окружающим. Целью исследования является анализ теоретических подходов к данной проблеме, законодательства и правоприменительной практики в сфере использования несовершеннолетними интернет-ресурсов. Задачами исследования выступают: формулирование проблем в указанной сфере и предложение путей их решения. Результаты исследования могут быть положены в основу политики безопасного использования сети Интернет несовершеннолетними в России.
Today, minors, along with the adult population, actively act as users of the information and telecommunications network “Internet”, which has both a positive and negative impact on them. The immature psyche of minors, their weak level of critical thinking and perception of a large flow of information, a weak emotional component - make children unprotected and most vulnerable in the field of information security. Uncontrolled use of information technologies by minors, as well as staying in social networks and neglecting filters for information received by a child or teenager can lead to incorrect formation of values of perception of the world, society, culture, one’s family, environment; family values; destructive behavior, depression, aggression towards others.
Перепелица М. А.. ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ
В статье рассматриваются особенности разграничения субъективного права плательщика на налоговую оптимизацию и злоупотребления таким правом. Отсутствие четкости и правовой определённости в данном вопросе приводит к нарушению фискальных интересов государства, вследствие чего бюджеты несут финансовые убытки или нарушаются законные права налогоплательщиков. Попытка разрешить указанную проблему в рамках судебного правотворчества, безусловно, дала положительный результат, однако, как показала практика, этого оказалось недостаточно. Отдельное внимание обращается на причины, способствующие увеличению возможностей плательщика для злоупотребления своим налоговым правом на оптимизацию. В результате отмечается, что под правом плательщика на налоговую оптимизацию следует понимать уменьшение размера налоговых обязательств посредством правомерных действий лица, включающих использование предоставленных законом прав, связанных с освобождением на законном основании от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей), их уменьшением или возмещением. А злоупотребление налоговым правом представляет собой такую форму реализации налогоплательщиком своего субъективного налогового права, когда оно противоречит своему истинному, формально установленному в законе назначению, является вредоносным и влечёт за собой необоснованные экономические преимущества перед другими. Реализация права на налоговую оптимизацию - это всегда правомерное поведение плательщика. Основными пределами, за которыми право плательщика на оптимизацию налогообложения переходит в его злоупотребление, являются вредоносность и получение налоговых преимуществ перед другими плательщиками. Вредоносность не является неправомерным или противоправным поведением лица, а свидетельствует о том, что он использует своё право на налоговую оптимизацию с целью достижения другого результата, который не был изначально предусмотрен законодателем при установлении смысла и содержания данного права. Поэтому злоупотребление налоговым правом не влечёт за собой какой-либо юридической ответственности для плательщика, так как он не нарушает нормы налогового законодательства и не выходит за обозначенные законом пределы, за которыми начинается уже налоговое правонарушение (уголовное преступление по ст. ст. 198, 199 УК РФ). Последствия в данной ситуации заключаются только в правовосстанавливающих действиях властвующего субъекта (суда или налогового органа).
The article raises the question for distinguishing the payer’s subjective right to tax optimization and the abuse of such a right. The lack of clarity and legal certainty in this matter leads to a violation of the fiscal interests of the state, as a result of which budgets incur financial losses or the legitimate rights of taxpayers are violated. An attempt to resolve this problem within the framework of judicial law-making, of course, brought a positive result, however, as practice has shown, this was not enough. The purpose of the article is to define the boundaries between the concepts of “the payer’s right to tax optimization” and “abuse of tax law” with the justification of fixing these provisions in the Tax Code of the Russian Federation. Special attention is paid to the reasons that contribute to increasing the possibilities of the payer to abuse his tax right to optimization. As a result of the study, it is noted that the payer’s right to tax optimization should be understood as a reduction in the amount of tax liabilities through lawful actions of a person, including the use of the rights granted by law related to exemption from taxes, fees (mandatory payments), their reduction or reimbursement. And the abuse of tax law is a form of the taxpayer’s realization of his subjective tax right when it contradicts its true purpose, formally established in the law, is harmful and entails unjustified economic advantages over others. The exercise of the right to tax optimization is always the lawful behavior of the payer. The main limits beyond which the payer’s right to optimize taxation passes into its abuse are harmfulness and obtaining tax advantages over other payers. Harmfulness is not illegal or unlawful behavior of a person, but indicates that he uses his right to tax optimization in order to achieve another result that was not originally provided by the legislator when establishing the meaning and content of this right. Therefore, abuse of tax law does not entail any legal liability for the payer, since he does not violate the norms of tax legislation and does not go beyond the limits specified by law, beyond which a tax offense already begins (a criminal offense under Articles 198, 199 of the Criminal Code of the Russian Federation). The consequences in this situation consist only in the rightful actions of the ruling entity (court or tax authority).
Швецова И.В., Покачалова Е.В.. БЮДЖЕТНЫЙ КРЕДИТ НА ПОПОЛНЕНИЕ ОСТАТКОВ СРЕДСТВ НА ЕДИНОМ СЧЕТЕ БЮДЖЕТА
В данной статье внимание уделяется рассмотрению вопроса о предоставлении бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на едином счете бюджета. На сегодняшний день это один из способов получения субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов. Предоставление бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на едином счете бюджета является перспективным и эффективным способом финансовой поддержки регионов. Осуществляя финансовую деятельность, публично-правовое образование выступает не как обычный субъект хозяйственной деятельности в рамках гражданско-правовых отношений, а как регулятор финансово-экономических экономических отношений, посредством использования бюджетно-финансовых рычагов. Делается вывод, что основная цель такого регулирования удовлетворение публичного интереса, т.е. не получение прибыли, а устранение дисбаланса в развитии той или иной отрасли экономики.
In this article, attention is paid to the consideration of the issue of granting budget loans to replenish the balances of funds in a single budget account. Today, this is one of the ways for the constituent entities of the Russian Federation to obtain budget loans. The provision of budget loans to replenish the balances of funds on a single budget account is a promising and effective way of financial support for the regions. Carrying out financial activities, public law education acts not as an ordinary subject of economic activity within the framework of civil law relations, but as a regulator of financial and economic relations, through the use of budgetary and financial levers. It is concluded that the main purpose of such regulation is to satisfy the public interest, i.e. Not making a profit, but eliminating the imbalance in the development of a particular sector of the economy.
Шевелева С.В.. СООТНОШЕНИЕ ВИДОВ ЭКСТРЕМИЗМА И УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
Экстремистская деятельность, включающая в себя различные по своей сути деяния, объединенные радикальными идеями унижения либо превосходства по мотивам политической, религиозной, социальной, расовой и иной розни, требует адекватной уголовно-правовой реакции. В статье проведен анализ уровня опасности всех проявлений экстремизма, закрепленных в ст. 1 ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности». Выявлены определенные недостатки уголовного закона, предложены механизмы установления адекватной уголовно-правовой реакции в зависимости от опасности проявления экстремистских настроений. Экстремистские действия, не связанные с насилием (или призывам к насилию) должны оцениваться как административное правонарушение, повторное совершение таких действий должно влечь уголовную ответственность. За экстремистские действия насильственного характера должны включаться уголовно-правовые механизмы противодействия. Доказана необходимость в качестве квалифицированного признака состава преступления, установленного ст. 2801 УК РФ, предусмотреть призывы к насильственным действиям, направленным на нарушение территориальной целостности государства. Учитывая, что уголовная ответственность за пропаганду исключительности или превосходства по «экстремистскому» мотиву уголовным законом не предусмотрена, предложено за пропаганду исключительности, превосходства человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, установить уголовную ответственность при наличии административной преюдиции.
Extremist activity, which includes acts of various kinds, united by radical ideas of humiliation or superiority based on political, religious, social, racial and other discord, requires an adequate criminal legal response. The article analyzes the level of danger of all manifestations of extremism, enshrined in Article 1 of the Federal Law "On Countering extremist activity". Certain shortcomings of the criminal law have been identified, mechanisms for establishing an adequate criminal-legal response depending on the danger of extremist sentiments are proposed. Extremist actions that are not related to violence (or calls for violence) should be assessed as an administrative offense, the repeated commission of such actions should entail criminal liability. Criminal-legal mechanisms of counteraction should be included for extremist actions of a violent nature. The necessity to provide calls for violent actions aimed at violating the territorial integrity of the state as a qualified sign of the corpus delicti provided for in Article 2801 of the Criminal Code of the Russian Federation is proved. Considering that criminal liability for propaganda of exclusivity or superiority for an "extremist" motive is not provided for by criminal law, it is proposed to establish criminal liability for propaganda of exclusivity, superiority of a person on the basis of his social, racial, national, religious or linguistic affiliation or attitude to religion if there is an administrative prejudice.