Журнал «Вопросы государства и права»

Аннотации статей.

Карсканова С.В., Сафронова Е.В.. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ СКВОЗЬ ПРИЗМУ КОНСЕРВАТИВНОЙ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ДОКТРИНЫ

Статья посвящена вопросам определения государственной идеологии сквозь призму консервативной политико-правовой доктрины. Авторы отмечают, что одной из важнейших проблем современного российского общества выступает поиск объединяющей государственной идеи. Однако никто не создает идеологию на пустом месте, в ее поиске общество использует духовный опыт предыдущих поколений. Связь понятия «идеология» с понятием «государство» отражает социальный процесс, в котором значимая для большинства народа идея признается и защищается государством в качестве руководящей. По мнению авторов, в настоящее время российское общество как никогда испытывает потребность в консолидирующих идеях. Господство либеральной идеологии ведёт к атомизации общества и заводит его в тупик. В этой связи интерес представляет эпоха XIX - начала XX вв., когда баталии западников и славянофилов (либералов и консерваторов) велись не только в теоретической, но и в практической плоскости. XIX век в государственно-правовой истории России характеризуется неоднократными попытками либеральных реформ, формированием правовой науки, ориентированной на западную политико-правовую мысль, тенденцией систематизации знаний о праве, тщательной разработки вопросов юридической техники, широких научных обобщений, сравнительного метода. Авторы делают вывод, что консервативная политико-правовая доктрина дает ответы на многие вызовы современности. Пришла пора вспомнить слова Святителя Феофана Затворника: «Коренные начала жизни русской выражаются тремя привычными словами: православие, самодержавие, народность. Вот что надобно сохранять! И когда изменятся сии начала, русский народ перестанет быть русским».
The article is devoted to the issues of defining state ideology through the prism of conservative political and legal doctrine. The authors note that one of the most important problems of modern Russian society is the search for a unifying state idea. However, no one creates an ideology from scratch; in its search, society uses the spiritual experience of previous generations. The connection of the concept of "ideology" with the concept of "state" reflects a social process in which an idea significant for the majority of the people is recognized and protected by the state as a guiding one. According to the authors, Russian society is currently in need of consolidating ideas more than ever. The dominance of liberal ideology leads to the atomization of society and leads it to a dead end. In this regard, the epoch of the XIX - early XX centuries is of interest, when the battles of Westerners and Slavophiles (liberals and conservatives) were fought not only in theory, but also in practice. The 19th century in the state and legal history of Russia is characterized by repeated attempts at liberal reforms, the formation of legal science focused on Western political and legal thought, the tendency to systematize knowledge about law, careful development of issues of legal technique, broad scientific generalizations, and the comparative method. The authors conclude that the conservative political and legal doctrine provides answers to many challenges of our time. It is time to recall the words of St. Theophan the Recluse: "The fundamental principles of Russian life are expressed in three familiar words: Orthodoxy, autocracy, nationality. That's what you need to keep! Russian Russian people will cease to be Russian when these beginnings change".

Овчинников А.И.. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: МЕХАНИЗМЫ СОХРАНЕНИЯ, ЗАЩИТЫ И КОНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ

Статья посвящена рассмотрению механизмов сохранения и защиты традиционных духовно-нравственных ценностей. Автор отмечает, что принятие Указа Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» является важным этапом развития российской государственности и правовой системы с учетом ее социокультурной, цивилизационной самобытности. Сделан акцент на то, что Конституция РФ однозначно запрещает установление государственной или обязательной идеологии, преград для наличия в государстве общественной идеологии нет. По мнению автора, в законодательстве необходимо закрепить понятие «традиционные духовно-нравственные ценности», внеся ряд изменений в действующие нормативно-правовые акты. Законодательство Российской Федерации должно развиваться по пути интеграции права и нравственности. Требуется определенная совокупность мер институционального закрепления государственной поддержки и защиты традиционных духовно-нравственных ценностей. На сегодняшний день существует юридически крайне значимый пробел в определении понятия «общественная нравственность». Обеспечение духовно-нравственной безопасности и защиту духовно-нравственных прав человека необходимо законодательно определить в качестве приоритетной задачи государства. Автор отмечает, что главной задачей государства сегодня является сбережение семьи и крепости брака как базовой ценности общества и государства. Семья как приоритетная ценность должна быть закреплена в специальном федеральном законе, предоставив этому государствообразующему институту особые гарантии реализации права на достойное существование, культурно-нравственную безопасность, воспитание и образование детей в традиционных духовных традициях.
The article is devoted to the consideration of mechanisms for the preservation and protection of traditional spiritual and moral values. The author notes that the adoption of the Decree of the President of the Russian Federation dated 11/19/2022 No. 809 "On Approval of the Foundations of State Policy for the preservation and strengthening of traditional Russian spiritual and moral values" is an important stage in the development of the Russian state and legal system, taking into account its socio-cultural, civilizational background. The emphasis is placed on the fact that the Constitution of the Russian Federation unequivocally prohibits the establishment of a state or mandatory ideology, there are no barriers to the presence of a public ideology in the state. According to the author, it is necessary to consolidate the concept of "traditional spiritual and moral values" in the legislation by making a number of changes to existing normative legal acts. According to the author, the legislation of the Russian Federation should develop along the path of integration of law and morality. A certain set of measures is required to institutionalize state support and protection of traditional spiritual and moral values. To date, there is a legally extremely significant gap in the definition of the concept of "public morality". Ensuring spiritual and moral security and protecting spiritual and moral human rights must be legislatively defined as a priority task of the State. According to the author, the main task of the state today is to preserve the family and the strength of marriage as the basic value of society and the state. The family, as a priority value, should be enshrined in a special federal law, providing this state-forming institution with special guarantees for the realization of the right to a decent existence, cultural and moral security, upbringing and education of children in traditional spiritual traditions.

Орехов К.Ю., Алонцева Д.В.. К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА «НАЛОГОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ» В УСЛОВИЯХ ПОСТРОЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Статья посвящена анализу института налоговой ответственности, определению ее места в системе юридической ответственности. По мнению авторов, эффективная система налоговой ответственности способствует обеспечению сбора налоговых поступлений и стабильности социально-экономического развития государства. Сделан акцент, что институт налоговой ответственности - это один из главных институтов налогового права, связанный с налоговым правонарушением. Соблюдение налогового законодательства является важным аспектом финансовой дисциплины и гражданской ответственности перед государством. Правильное исполнение налоговых обязательств способствует развитию экономики и обеспечению финансовой устойчивости государства. В статье отмечается, что цифровизация общества и развитие цифровой экономики оказывают значительное влияние на налоговую систему Российской Федерации. Возникают вопросы, затрагивающие налогообложение цифровых услуг и цифровых компаний, включая вопросы налогообложения прибыли от деятельности их в интернете, обработки данных, использования и защиты информации, определения способов борьбы с налоговыми уклонениями в цифровой сфере, связанными с усложнением процессов контроля за налоговыми обязательствами. Авторы считают, что для разработки эффективных налоговых механизмов необходимо установление правовой природы налоговой ответственности в системе юридической ответственности, разграничение и определение ее сущностной принадлежности как института административного или финансового (налогового) законодательства. Авторы пришли к выводу, что повышение эффективности налоговой системы, уменьшение возможностей для уклонения от уплаты налогов и обеспечение справедливости распределения налоговой нагрузки в условиях цифровой трансформации способствуют обеспечению сбора налоговых поступлений и стабильности социально-экономического развития государства.
The article is devoted to the analysis of the institution of tax liability, determining its place in the system of legal liability. According to the authors, an effective tax liability system contributes to ensuring the collection of tax revenues and the stability of the socio-economic development of the state. It is emphasized that the institute of tax liability is one of the main institutions of tax law related to tax offenses. Compliance with tax legislation is an important aspect of financial discipline and civic responsibility to the state. Proper fulfillment of tax obligations contributes to the sustainable development of the economy and ensuring the financial stability of the state. The authors note that the digitalization of society and the development of the digital economy have a significant impact on the tax system of the Russian Federation. There are issues affecting the taxation of digital services and digital companies, including the taxation of profits from their activities on the Internet, data processing, use and protection of information, and the definition of ways to combat tax evasion in the digital sphere associated with the complication of tax liability control processes. The authors believe that in order to develop effective tax mechanisms, it is necessary to establish the legal nature of tax liability in the system of legal liability, to distinguish and define its essential affiliation as an institution of administrative or financial (tax) legislation. The authors conclude that increasing the efficiency of the tax system, reducing opportunities for tax evasion and ensuring the fairness of the distribution of the tax burden in the context of digital transformation contribute to ensuring the collection of tax revenues and the stability of the socio-economic development of the state.

Иншакова К.П., Мирончуковская В.В.. ВОПРОСЫ НАДЕЛЕНИЯ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПУБЛИЧНО-ВЛАСТНЫМИ ФУНКЦИЯМИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

В статье рассматриваются проблемные вопросы наделения саморегулируемых организаций публично-властными функциями и полномочиями. Автор изучает суть представительной, регулирующей, организационно-учетной, контрольной и юрисдикционной функций саморегулируемых организаций. Отмечается положительное воздействие модели правоотношений с участием саморегулируемых организаций, государственных органов исполнительной власти и участников таких организаций на предпринимательскую и профессиональную сферу деятельности субъектов. Особое внимание уделено проблемам и противоречиям, имеющим место в сфере непосредственного осуществления саморегулируемыми организациями представительной, регулирующей функций, а также излишне громоздкого контроля за их деятельностью со стороны государства. Предлагаются пути совершенствования законодательства при реализации саморегулируемыми организациями делегированных публично-властных функций. Обосновывается вывод о том, что существование таких законодательных проблем, как декларативный характер представительной функции, излишнее государственное вмешательство в регулирующую функцию, громоздкое законодательство в сфере контроля и надзора за деятельностью СРО значительно снижают функциональный потенциал СРО и не позволяют достичь поставленных целей в их деятельности.
The article discusses the problematic issues of endowing self-regulatory organizations with public authority functions and powers aimed at exercising delegated functions. The author studies the essence of the representative, regulatory, organizational, accounting, control and jurisdictional functions of self-regulating organizations. The positive impact of the model of legal relations with the participation of self-regulating organizations, state executive authorities and participants of such organizations on the entire system of legal relations in the field of self-regulation is noted. Special attention is paid to the problems and contradictions that occur in the sphere of direct implementation of representative, regulatory functions by self-regulating organizations, as well as unnecessarily cumbersome control over their activities by the state. The ways of improving legislation in the field of performance of delegated public authority functions by self-regulating organizations are proposed. The conclusion is substantiated that the existence of such legislative problems as: the declarative nature of the representative function, excessive state interference in the regulatory function, cumbersome legislation in the field of control and supervision of SRO activities significantly reduces the functional potential of SRO and does not allow achieving the goals set in their activities.

Чернышева Ю.А., Рыбалко С.С., Голик Ю.В.. ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Данной статьёй автор пытается привлечь внимание к вопросу о необходимости усиления роли государства в сфере обеспечения религиозной безопасности. Актуальность затронутой проблемы заключается в том, что государство при регулировании религиозной жизни людей в настоящее время реализует пассивную политику, пытаясь не вмешиваться детально в эти процессы, тогда как религия оказывает глубокую мотивацию на поведение человека, делая его крайне уязвимым и доступным для вовлечения и вербовки в экстремистские и радикальные преступные организации. Это порождает ряд угроз в сфере религиозной безопасности, при реализации которых государство борется с их следствием, тогда как правильнее было бы ликвидировать (минимизировать) причину их возникновения. Для этого государство должно проводить более активную политику, а в некоторых отдельных случаях применять уже неотложные меры по обеспечению религиозной безопасности в обществе. Инструменты реализации такой политики должны затрагивать не отдельно какую-то направленность государственного управления, а работать в системном единстве правовых мер: в культурной, образовательной, уголовной, социальной, контролирующей, миграционной, цифровой и других сферах государственного регулирования и воздействия. Только в таком комплексном единстве представляется возможным противостоять угрозам в сфере религиозной безопасности и выйти на более высокий уровень её обеспечения. Целью статьи является исследование некоторых правовых мер обеспечения религиозной безопасности в обществе и особенностей их осуществления. При написании статьи автор использовал такие методы исследования, как анализ, синтез, формально - юридический и логический, а также метод обобщения правовой информации.
With this article, the author tries to draw attention to the issue of the need to strengthen the role of the state in ensuring religious security. The relevance of the problem raised lies in the fact that the state, when regulating the religious life of people, is currently implementing a passive policy, trying not to interfere in detail in these processes, whereas religion has a deep motivation on human behavior, making it extremely vulnerable and accessible for involvement and recruitment into extremist and radical criminal organizations. This generates a number of threats in the sphere of religious security, in the implementation of which the state is struggling with their consequences, whereas it would be more correct to eliminate (minimize) the cause of their occurrence. To do this, the author comes to the conclusion that the state should pursue a more active policy, and in some individual cases apply urgent measures to ensure religious security in society. The instruments for the implementation of such a policy should not affect any particular direction of public administration separately, but work in a systematic unity of legal measures in cultural, educational, criminal, social, controlling, migration, digital and other spheres of state regulation and influence. Only in such a complex unity is it possible to counter threats in the field of religious security and reach a higher level of its provision. The purpose of the article is to study some legal measures to ensure religious security in society and the specifics of their implementation. When writing the article, the author used such research methods as analysis, synthesis, formal legal and logical, as well as the method of generalization of legal information.

Чернышева Ю.А., Жаглин А.В., Полтавский Б.С.. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДО СОВРЕМЕННОГО ПЕРИОДА

В статье рассматриваются ключевые исторические этапы становления отечественной уголовной политики в сфере противодействия преступлениям, носящим экстремистский характер. Также даётся краткое объяснение обстоятельств появления правовых актов, регулирующих данные правоотношения, и исследуется само явление экстремизм. Актуальность темы обусловлена повышенной опасностью преступлений экстремистской направленности как для отдельного человека, так и для общества и государства в целом. Экстремизм и его пропаганда стали серьёзной угрозой для всего современного мирового сообщества главным образом в сфере национальной и международной безопасности. В связи с этим возникает необходимость в выработке эффективной уголовной политики в сфере противодействия преступлениям данной категории. Исторический анализ самого явления экстремизм и политики противодействия ему может в этом помочь и привести к дальнейшему совершенствованию механизма реагирования государства на проявления активного радикализма в обществе. Целью исследования является исторический анализ отечественной уголовной политики в сфере противодействия преступлениям экстремистской направленности. Задачи исследования - изучение исторического контекста формирования уголовной политики в данной сфере и сущности экстремизма. Результаты исследования могут быть положены в основу для совершенствования законодательства в сфере пресечения экстремистских преступлений.
The article examines the key historical stages in the formation of domestic criminal policy in the field of combating crimes of an extremist nature. A brief explanation of the circumstances of the emergence of legal acts regulating these legal relations is also given and the phenomenon of extremism itself is examined. The relevance of the topic is due to the increased danger of extremist crimes, both for the individual and for society and the state. Extremism and its propaganda have become a serious threat to the entire modern world community, mainly in the sphere of national and international security. In this regard, there is a need to develop an effective criminal policy in the field of combating crimes of this category. A historical analysis of the phenomenon of extremism itself and the policy of countering it can help with this and lead to further improvement of the mechanism of the state’s response to manifestations of active radicalism in society. The purpose of the study is a historical analysis of domestic criminal policy in the field of combating extremist crimes. The objectives of the study are to study the historical context of the formation of criminal policy in this area and the essence of extremism. The results of the study can serve as a basis for improving legislation in the field of suppressing extremist crimes.

Мирончуковская В.В., Поваляева А.В.. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИИ

В статье рассматриваются вопросы развития уголовного законодательства в сфере обеспечения национальной безопасности в России в исторической ретроспективе. Исследуются различные подходы ученых начала XX века в определении объекта преступления. Анализируются отдельные нормативно-правовые акты советского периода об обеспечении информационной безопасности государства. Выделяются ключевые этапы реформирования государственных органов в сфере обеспечения информационной безопасности и их последствия. Выделяется как самостоятельный объект - информационная безопасность. Отмечается отсутствие комплексного подхода в законодательстве к решению вопросов обеспечения информационной безопасности. Подчеркивается важная роль нормативно-правовых актов XXI века - международных и национальных, которые устанавливают правовые основы обеспечения информационной безопасности. Информационная безопасность, взяв на себя контроль за системой общественных отношений, является еще и составляющей информационного права, как одного из институтов России. Поэтому грамотное обеспечение защиты информационной безопасности уголовно-правовыми средствами очень важно. Обратившись к современному законодательству можно увидеть, что как таковая система обеспечения защиты информационной безопасности там отсутствует. То есть, по сути, в Уголовном кодексе Российской Федерации нет конкретной главы или раздела, который посвящался бы только информационной безопасности. Все пункты, имеющие отношение к этому понятию разбросаны по разным главам. Авторы делают вывод, что информационные ресурсы составляют основу духовного и научно-технического потенциала России. Поэтому их необходимо использовать рационально и сохранять, не нарушая при этом конституционные права граждан, обеспечив им свободный доступ к получению, передаче, поиску и распространению информации законными способами.
The article examines the development of criminal legislation in the field of national security in Russia in historical retrospect. Various approaches of scientists from the beginning of the XX century in determining the object of the crime are being studied. Separate normative legal acts of the Soviet period on ensuring the information security of the state are analyzed. The key stages of reforming state bodies in the field of information security and their consequences are highlighted. It stands out as an independent object - information security. The lack of an integrated approach in legislation to addressing issues of information security is noted. The important role of normative legal acts of the XXI century is emphasized - international and national, which establish the legal basis for ensuring information security. Information security, having assumed control over the system of public relations, is also a component of information law, as one of the institutions of Russia. Therefore, competent provision of information security protection by criminal law means is very important. Turning to modern legislation, one can see that there is no information security protection system as such. That is, in fact, there is no specific chapter or section in the Criminal Code of the Russian Federation that would be devoted only to information security. All the items related to this concept are scattered in different chapters. The authors conclude that information resources form the basis of the intellectual and scientific and technical potential of Russia. Therefore, they must be used rationally and preserved without violating the constitutional rights of citizens, providing them with free access to receive, transmit, search and disseminate information in any way.

Алонцева Д.В., Савенков Р.Л.. ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ И КЛАССИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НА РЕЛИГИОЗНОЙ ПОЧВЕ

Статья посвящена анализу понятия религиозного преступления в отечественной уголовно-правовой доктрине. Авторами установлено, что на всем протяжении развития государства и государственности религия играла и играет большую роль в формировании общественно-политических норм и ценностей, оказывающих влияние на поведение людей. История взаимоотношения государства и церкви показывает влияние института религии на политическую и социальную жизнь. Одной из главных прерогатив и направлений государственной политики Российской Федерации является проблема сохранения духовно-нравственных ценностей. Авторы полагают, что преступления, совершаемые на религиозной почве, относятся к категории преступлений, связанных с религиозными убеждениями или мотивами, включающими в себя противоправные действия разного рода, в частности, притязания на людей другой религии, осквернение или разрушение священных мест или объектов культа, пропаганду ненависти на религиозной основе и иные действия, связанные с нарушением религиозной гармонии общества и сознания граждан. Авторы приходят к выводу, что преступления, совершаемые на религиозной почве, представляют собой сложные явления, связанные с социальными и духовными аспектами общества, вызванные различными причинами, отражающими противоречия и конфликты в обществе, нарушающими правопорядок и общественную безопасность. Важно понимать и изучать преступления данной группы для разработки эффективных мер по их предотвращению и борьбе с ними.
The article is devoted to the analysis of the concept of religious crime in the Russian criminal law doctrine. The authors have established that throughout the development of the state and statehood, religion has played and plays an important role in the formation of socio-political norms and values that influence people's behavior. The history of the relationship between the state and the church shows the influence of the institution of religion on political and social life. One of the main prerogatives and directions of the state policy of the Russian Federation is the problem of preserving spiritual and moral values. The authors believe that crimes committed on religious grounds belong to the category of crimes related to religious beliefs or motives, including illegal actions of various kinds, in particular, claims against people of another religion, desecration or destruction of sacred places or objects of worship, propaganda of hatred on a religious basis and other actions related to violation of the religious harmony of society and the consciousness of citizens. The authors conclude that crimes committed on religious grounds are complex phenomena related to the social and spiritual aspects of society, caused by various reasons reflecting contradictions and conflicts in society, violating law and order and public safety. It is important to understand and study the crimes of this group in order to develop effective measures to prevent and combat them.

Плахотная Е.А., Очеретько Е.А.. ОБ ОТДЕЛЬНЫХ АСПЕКТАХ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сегодня объекты археологического и историко-культурного наследия охраняются как отдельными государствами, так и на международно-правовом уровне. Указанные объекты имеют колоссальное значение для преемственности культуры, традиций и жизнедеятельности поколений различных эпох. Для гармоничного развития народов, населяющих страну, обеспечения безопасности и целостности государства необходимо помнить и чтить культуру предков, их достижения в искусстве, быте, установлении мира. Народы, не помнящие своего прошлого - не могут иметь будущего. В связи с этим необходимо формулировать в среде населения бережное отношение к памятникам архитектуры, культуры, природным историческим памятникам и реликвиям. В первую очередь это должно закрепляться на уровне самосознания человека, в его моральных и нравственных ценностях. Авторы статьи делают акцент на необходимости формирования правосознания населения, направленного на бережное отношение к артефактам, их охране, как со стороны рядовых граждан (исследователей, ученых, туристов), так и должностных лиц, ответственных за их сохранность; реставраторов, техников. Необходимо осуществлять защиту указанных ценностей правовыми мерами и средствами, в том числе и на межгосударственном, международном уровне. Поскольку нередко одни и те же культурные и исторические ценности выступают не только национальным достоянием, но и имеют значение особо ценных предметов или архитектурных комплексов, природных заповедников в общемировом масштабе. Авторами сделан вывод, что археологическое наследие страны и мира - это такие артефакты, которые свидетельствуют об истоках государственности, основах и глубинном смысле ценностей предыдущих эпох и целых поколений, мощи культурного богатства и глубины национально-исторической памяти. Сохранение, изучение и охрана археологического наследия государства немыслимы без эффективного правового регулирования.
Today, archaeological and historical and cultural heritage sites are protected both by individual States and at the international legal level. These objects are of great importance for the continuity of culture, traditions and the life of generations of different eras. For the harmonious development of the peoples inhabiting the country, ensuring the security and integrity of the state, it is necessary to remember and honor the culture of their ancestors, their achievements in art, everyday life, and the establishment of peace. Nations that do not remember their past cannot have a future. In this regard, it is necessary to formulate among the population a careful attitude towards monuments of architecture, culture, natural historical monuments and relics. First of all, this should be fixed at the level of a person's self-awareness, in his moral and moral values. The authors of the article emphasize the need to form a legal awareness of the population aimed at caring for artifacts and their protection, both from ordinary citizens (researchers, scientists, tourists) and officials responsible for their safety; restorers, technicians. And, secondly, it is necessary to protect these values by legal measures and means, including at the interstate and international level. Since often the same cultural and historical values are not only a national treasure, but also have the significance of especially valuable objects or architectural complexes, nature reserves on a global scale. The authors conclude that the archaeological heritage of the country and the world are such artifacts that testify to the origins of statehood, the foundations and deep meaning of the values of previous eras and entire generations, the power of cultural wealth and the depth of national historical memory. The preservation, study and protection of the archaeological heritage of the state is unthinkable without effective legal regulation.