Журнал «Вопросы государства и права»
Выпуск №1 (4) (2024)
УДК 347.73
DOI 10.24888/2949-3293-2024-4-4-29-37
ВОПРОСЫ НАДЕЛЕНИЯ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПУБЛИЧНО-ВЛАСТНЫМИ ФУНКЦИЯМИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
В статье рассматриваются проблемные вопросы наделения саморегулируемых организаций публично-властными функциями и полномочиями. Автор изучает суть представительной, регулирующей, организационно-учетной, контрольной и юрисдикционной функций саморегулируемых организаций. Отмечается положительное воздействие модели правоотношений с участием саморегулируемых организаций, государственных органов исполнительной власти и участников таких организаций на предпринимательскую и профессиональную сферу деятельности субъектов. Особое внимание уделено проблемам и противоречиям, имеющим место в сфере непосредственного осуществления саморегулируемыми организациями представительной, регулирующей функций, а также излишне громоздкого контроля за их деятельностью со стороны государства. Предлагаются пути совершенствования законодательства при реализации саморегулируемыми организациями делегированных публично-властных функций. Обосновывается вывод о том, что существование таких законодательных проблем, как декларативный характер представительной функции, излишнее государственное вмешательство в регулирующую функцию, громоздкое законодательство в сфере контроля и надзора за деятельностью СРО значительно снижают функциональный потенциал СРО и не позволяют достичь поставленных целей в их деятельности.
Ключевые слова
саморегулируемые организации; публично-властные функции; делегирование; государственные органы; члены саморегулируемой организации; надзор; контроль
ISSUES OF ENDOWING SELF-REGULATORY ORGANIZATIONS WITH PUBLIC AUTHORITY FUNCTIONS: PROBLEMS AND WAYS OF IMPROVEMENT
The article discusses the problematic issues of endowing self-regulatory organizations with public authority functions and powers aimed at exercising delegated functions. The author studies the essence of the representative, regulatory, organizational, accounting, control and jurisdictional functions of self-regulating organizations. The positive impact of the model of legal relations with the participation of self-regulating organizations, state executive authorities and participants of such organizations on the entire system of legal relations in the field of self-regulation is noted. Special attention is paid to the problems and contradictions that occur in the sphere of direct implementation of representative, regulatory functions by self-regulating organizations, as well as unnecessarily cumbersome control over their activities by the state. The ways of improving legislation in the field of performance of delegated public authority functions by self-regulating organizations are proposed. The conclusion is substantiated that the existence of such legislative problems as: the declarative nature of the representative function, excessive state interference in the regulatory function, cumbersome legislation in the field of control and supervision of SRO activities significantly reduces the functional potential of SRO and does not allow achieving the goals set in their activities.
Key words:
self-regulating organizations; public authority functions; delegation; state bodies; members of a self-regulating organization; supervision; control
Список литературы
-
Гражданский кодекс Российской Федерации: ФЗ от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (с изм. от 16.05.2023) // Доступ на СПС «КонсультантПлюс».
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации: ФЗ от 29.12.2004 года № 190 (с изм. от 25.12.2023) // Доступ на СПС «КонсультантПлюс».
-
Об аудиторской деятельности: ФЗ от 30.12.2008 года № 307-ФЗ (с изм. от 24.07.2023) // Доступ на СПС «КонсультантПлюс».
-
О саморегулируемых организациях: ФЗ от 01.12.2007 года № 315-ФЗ (с изм. от 02.07.2021) // Доступ на СПС «КонсультантПлюс».
-
Об оценочной деятельности в Российской Федерации: ФЗ от 29.07.1998 года № 135-ФЗ (с изм. от 13.06.2023) // Доступ на СПС «КонсультантПлюс».
-
О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): ФЗ от 10.07.2002 года № 86-ФЗ (с изм. от 04.08.2023) // Доступ на СПС «КонсультантПлюс».
-
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 1998 года № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 22. - Ст. 2491.
-
Алгазина А.Ф. Функции саморегулируемых организаций: содержание и проблемы реализации // Правоприменение. - 2017. - № 1(4). - С. 75-86.
-
Апокорин Р.С. Проблемы определения гражданско-правового статуса саморегулируемых организаций в России // Молодой ученый. - 2018. - № 49 (235). - С. 107-109.
-
Давыдов К.В. Административные регламенты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации: вопросы теории: Монография / Под ред. Ю.Н. Старилова. - М.: NOTA-BENE, 2010. - 295 с.
-
Казеева В.С. Правовой статус саморегулируемых организаций в РФ // Молодой ученый. - 2 021. - № 47 (389). - С. 203-205.
-
Митякина И. В. Административно-правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций в Российской Федерации // Административное право и процесс. - 2020. - № 2. - С. 77-79.
-
Петров Д.А. Функции саморегулируемой организации // Вести Волгоградского госуд. ун-та. - 2015. - № 2 (27). - С. 79-86.
-
Полежарова Л.В., Колотовкин И.В. Саморегулируемые организации отрасли информационных технологий // Экономика. Налоги. Право. - 2022. - № 15. - С. 141-150.
-
Рустамова С.М., Манатилов М.М. О саморегулировании в области арбитражного управления // Государственная служба и кадры. - 2019. - № 2. - С. 82-85.
-
Середина Н.А. Проблемы контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций: административно-правовой аспект // Административное и муниципальное право. - 2019. - № 12. - С. 79-83.