Журнал «Вопросы государства и права»

Аннотации статей.

Литвинов В.П.. ДЕКЛАРАТИВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОЕКТА «ОДИН ПОЯС - ОДИН ПУТЬ» - ФОРМУЛА БУДУЩЕГО ПО-КИТАЙСКИ

В статье анализируется проблема обусловленности задач внешнеполитической стратегии «Одни пояс - один путь» с внутренними проблемами Китая. В статье автор оценивает основные задачи в рамках проекта ОПОП, отмечая, что данная внешнеполитическая стратегия является системным мегапроектом, имеющим в своей основной структуре большое количество взаимосвязанных между собой задач, подчиненных общей стратегии, поэтому данный проект преследует несколько целей как внешнеполитических, так и внутриполитических. В условиях замедления экономического роста, проблем перепроизводства и избытка промышленных мощностей, усиливающейся тенденции непропорционального развития регионов, а также вызовов в сфере безопасности и нарастания кризиса с США Китай предложил новую геополитическую стратегию - ОПОП. Предпринимаемый Китаем проект призван стать системной моделью взаимоотношений между странами в экономической, социальной и культурной областях. Его главная внешнеполитическая цель заменить существующую на данный момент модель, которая основана на гегемонии Запада. Автор исходит из того, что выдвижение инициативы ОПОП является необходимым условием решения как внешних, так и внутренних проблем Китая. По мнению автора, проект ОПОП реализует планы долгосрочной внутриполитической стратегии Китая, которая была сформулирована еще главным архитектором китайских рыночных реформ Дэн Сяопином в далеком 1980 г.
The article analyses the problem of how the objectives of the One Belt, One Road foreign policy strategy relate to China's domestic problems. In the article, the author analyses the main tasks of the One Belt, One Road project, noting that this foreign policy strategy is a systemic megaproject with a large number of interrelated tasks subordinated to the overall strategy, so this project pursues several objectives, both foreign and domestic. In the face of slowing economic growth, overproduction and overcapacity problems, the increasing trend of disproportionate regional development, as well as security challenges and the growing crisis with the United States, China has proposed a new geopolitical strategy - One Belt, One Road. China's project is designed to become a systemic model of relations between countries in the economic, social and cultural spheres. Its main objective is to replace the current model, which is based on the hegemony of the West. The author's premise is that the establishment of the One Belt, One Road initiative is a prerequisite for solving both China's external and internal problems. The One Belt, One Road project implements the plans of China's long-term strategy, which was formulated by Deng Xiaoping, the main architect of China's market reforms, back in 1980.

Мохаммед Санка. ИМПЕРИАЛИЗМ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО: ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

Статья посвящена рассмотрению империалистических корней международного права, поскольку империалистические реалии международного права не получили должного внимания в международно-правовой науке. Автор предпринял попытку очертить историю взаимоотношений империализма и международного права с XV-XVI веков по настоящее время. С утверждением позитивизма в качестве основной юридической науки международного права в XIX веке юристы-позитивисты разработали некоторые формальные доктрины, которые использовали явно расовые и культурные критерии для определения одних государств как цивилизованных и, следовательно, суверенных, а других государств как нецивилизованных и несуверенных. Неевропейские общества были исключены из сферы международного права. Взаимное соперничество между европейскими сверхдержавами в конце девятнадцатого века потребовало коллективных усилий этих держав по сохранению колониального господства. Важным шагом в этом направлении стало сдерживание «борьбы за Африку» на Берлинской конференции (1884-1885 гг.), целью которой было «ввести аборигенов Африки в пределы цивилизации, открыв внутреннюю часть континента для торговли. Последствия Первой мировой войны привели к многочисленным изменениям в международном праве и международных отношениях. Самое главное среди изменений было денонсирование международного права XIX века, разрешающего колониальную эксплуатацию. Лига Наций попыталась сформулировать новый подход к колониям, которые теперь назывались «отсталыми территориями». Автор полагает, что в современное время империалистический язык и поведение сохраняются.
The article is devoted to the consideration of the imperialist roots of international law, since the imperialist realities of international law have not received due attention in international legal science. The author has made an attempt to outline the history of the relationship between imperialism and international law from the XV-XVI centuries to the present. With the establishment of positivism as the main legal science of international law in the 19th century, positivist lawyers developed some formal doctrines that used explicitly racial and cultural criteria to define some States as civilized and, consequently, sovereign, and other States as uncivilized and insecure. Non-European societies were excluded from the sphere of international law. The mutual rivalry between the European superpowers at the end of the nineteenth century required the collective efforts of these Powers to preserve colonial rule. An important step in this direction was the containment of the "struggle for Africa" at the Berlin Conference (1884-1885), the purpose of which was "to introduce the aborigines of Africa into the limits of civilization, opening the interior of the continent to trade. The consequences of the First World War led to numerous changes in international law and international relations. The most important among the changes was the denunciation of the denunciation of international law of the XIX century, which allowed colo-nial exploitation. The League of Nations tried to formulate a new approach to the colonies, which were now called "backward territories". The author believes that imperialist language and behavior persist in modern times.

Шайрян Г.П.. КАТЕХОН ТРЕТЬГО РИМА И НАСЛЕДСТВЕННОЕ САМОДЕРЖАВИЕ

В статье исследуется понятие Третьего Рима в его теоретическом осмыслении и практической эволюции в тесной связи с преемством Всероссийского Престола как важнейшего политико-правового института отечественной государственности, входящего в круг непреходящих традиционных ценностей Русского народа и России. Автором отмечается, что интерес к данной тематике вполне объясним, поскольку либеральная модель государственного бытия России не отвечает ее историческим и политическим интересам, не может удовлетворить желание государствообразующего Русского народа и других народов нашей страны, проживающих вместе в течение многих веков, найти приемлемую целеполагающую идею его государственного развития. Обращение к формуле «Москва-третий Рим» дает такую возможность. По мнению автора, практическая реализация идеи Третьего Рима началась с середины 16 в., когда усилиями Ивана Грозного создается Святорусское государство, устанавливается уникальная, не имеющая аналогов в истории человечества форма верховной монархической власти - наследственное царское самодержавие, политико-правовую основу которой составило христианское учение о Царской власти как Богоданной. Эта форма верховной власти была лучшей для целей Третьего Рима и функции Катехона - Удерживающего. Эти два понятия составили единое традиционное целое в рамках мистического смысла существования Российской государственности. Автор приходит к выводу, что для отечественной государственности, не имеющей конституционно закрепленного идеологического стержня своего развития, теория «Москва-третий Рим» актуальна как никогда. Промыслом Божьим Россия возвращается к инициативному удержанию мира от влияния глобализма как идеи безраздельного сатанинского господства над человечеством. Формула Третьего Рима должна стать квинтэссенцией идеологии православного русского возрождения. Начало ему положено верховной властью в виде означенного выше Указа Президента о сохранении и укреплении традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
The article examines the concept of the Third Rome in its theoretical understanding and practical evolution in close connection with the succession of the All-Russian Throne as the most important political and legal institution of national statehood, which is part of the circle of enduring traditional values of the Russian people and Russia. The author notes that the interest in this topic is quite understandable, since the liberal model of Russia's state existence does not meet its historical and political interests, cannot satisfy the desire of the state-forming Russian people and other peoples of our country, living together for many centuries, to find an acceptable goal-setting idea of its state development. The appeal to the formula "Moscow- the Third Rome" gives such an opportunity. According to the author, the practical implementation of the idea of the Third Rome began in the middle of the 16th century, when the efforts of Ivan the Terrible created the Holy Russian state, established a unique, unparalleled in the history of mankind form of sovereign monarchical power - hereditary tsarist autocracy, the political and legal basis of which was the Christian doctrine of Tsarist power as God-given. This form of supreme power was the best for the purposes of the Third Rome and the function of the Catechon-Holding. These two concepts formed a single traditional whole within the mystical meaning of the existence of Russian statehood. The author comes to the conclusion that the theory of "Moscow - the Third Rome" is more relevant than ever for the national statehood, which does not have a constitutionally fixed ideological core of its development. By God's providence, Russia is returning to the initiative to keep the world from the influence of globalism as an idea of undivided Satanic domination over humanity. The formula of the Third Rome should become the quintessence of the ideology of the Orthodox Russian Renaissance. It was initiated by the supreme power in the form of the above-mentioned Presidential Decree on the preservation and strengthening of traditional Russian spiritual and moral values.

Лаврищева О.А.. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ДОСРОЧНЫЕ СТРАХОВЫЕ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ В СВЯЗИ С РАБОТОЙ В ОСОБЫХ (ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ) УСЛОВИЯХ ТРУДА

В статье выявлены и проанализированы специфичные особенности реализации гражданами права на досрочную страховую пенсию по старости при работе в особых производственных условиях. Исходя из проведённого теоретико-правового обзора, можно заключить, что вопросы, связанные с определением условий и оснований досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с особыми производственными условиями трудовой деятельности, характеризуются некоторой сложностью. Специфика реализации права на получение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением трудовой деятельности в особых производственных условиях состоит в следующем. Начиная с 2019 г., для граждан некоторых категорий сроки выхода на пенсию досрочно постепенно увеличиваются. Требования в отношении специального стажа при этом останутся неизменными. В переходный период (2019-2028 гг.) сроки обращения граждан за пенсией после выработки специального стажа будут перенесены на период от года до пяти лет. Граждане могут выйти на пенсию досрочно по одному из таких оснований: работа во вредных условиях, работа на Крайнем Севере и приравниваемых к нему местностях и др. В ходе исследования были использованы следующие частные и общие методы научного познания: метод системно-структурного анализа; метод классификации и обобщения. Автор приходит к выводу, что в некоторых случаях назначение страховой пенсии по старости возможно до достижения гражданином пенсионного возраста (например, при работе в опасных, вредных и тяжёлых условиях; по состоянию здоровья; при признании гражданина многодетным и др.).
The article identifies and analyzes the specific features of the realization by citizens of the right to an early old-age insurance pension when working in special production conditions. Based on the conducted theoretical and legal review, it can be concluded that the issues related to determining the conditions and grounds for early appointment of an old-age insurance pension in connection with special working conditions are characterized by some complexity. The specifics of the realization of the right to receive an early old-age insurance pension in connection with employment in special production conditions are as follows. Starting in 2019, the terms of early retirement are gradually increasing for citizens of some categories. The requirements for special seniority will remain unchanged. During the transition period (2019-2028), the terms of citizens' application for a pension after the development of a special length of service will be postponed for a period of one to five years. Citizens can retire early on one of these grounds: work in harmful conditions, work in the Far North and equivalent areas, etc. The following particular and general methods of scientific cognition were used in the course of the study: the method of system-structural analysis; the method of classification and generalization. The author concludes that in some cases, the appointment of an old-age insurance pension is possible before a citizen reaches retirement age (for example, when working in dangerous, harmful and difficult conditions; for health reasons; when recognizing a citizen as having many children, etc.).

Мархгейм М.В.. ФЕНОМЕН ИНТЕРЕСА В СОВЕТСКОЙ КОНСТИТУЦИОННО-РЕГУЛЯТИВНОЙ ПРИЗМЕ

На основе научных источников и конституционных текстов России советского периода с использованием апробированных юридической наукой методов автором исследован и систематизированно представлен феномен интересов с учетом последовательного хронологического критерия, связывания интересов с субъектами и объектами. Отмечено, что во всех конституциях России (1918, 1925, 1937 и 1978 годов) интерес, будучи формализован, получил свое приращение за счет установления и последующей конкретизации субъектов интереса (рабочий класс, трудящиеся/трудящиеся массы, нации и народы, население, граждане, интересы матери и ребенка, интересы нынешнего и будущих поколений). Выявлено, что защищаемыми конституционными объектами интересов в разные периоды советского строительства определялись интересы социалистической революции, интересы государства, общегосударственные интересы, политические интересы Российской Федерации и республики в ее составе, общественное богатство. Подчеркнуто, что единство конституционной природы всех видов интересов не воспрепятствовало их ранжирным характеристикам. Под влиянием идеологических резонов интересы трудящихся масс имели приоритет перед интересами иных представителей населения страны; интересы матери и ребенка подлежали особой государственной охране; интересами народов ограничивалось владение, пользование и распоряжение природными богатствами; общественные интересы были критериями пределов свободы экономической деятельности. Сделан вывод, что феномен интересов может исследоваться и в контексте преемственности.
On the basis of scientific sources and constitutional texts of Russia of the Soviet period using methods approved by legal science, the author investigates and systematically presents the phenomenon of interests, taking into account a consistent chronological criterion, linking interests with subjects and objects. It is noted that in all the constitutions of Russia in 1918, 1925, 1937 and 1978, interest, being formalized, received its increment by establishing and subsequently specifying the subjects of interest (the working class, the working/working masses, nations and peoples, the population, citizens, the interests of mother and child, the interests of present and future generations). It is revealed that the interests of the socialist revolution, the interests of the state, national interests, political interests of the Russian Federation and the republic within it, and public wealth were determined by the protected constitutional objects of interests in different periods of Soviet construction. It is emphasized that the unity of the constitutional nature of all types of interests did not prevent their ranking characteristics. Under the influence of ideological reasons, the interests of the working masses took precedence over the interests of other representatives of the country's population; the interests of mother and child were subject to special state protection; the interests of peoples limited the possession, use and disposal of natural resources; public interests were criteria for the limits of freedom of economic activity. It is concluded that the phenomenon of interests can also be studied in the context of continuity.

Назрицкая Т.С.. О СУБЪЕКТЕ ПРАВ, ЗАЩИЩАЕМЫХ ПРОКУРОРОМ В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ

В 2022 году произошли изменения арбитражного процессуального законодательства в части увеличения количества и характера дел, которые отныне рассматриваются с участием прокурора. С учетом недавно внесенных вышеуказанных изменений в статье характеризуется деятельность прокурора в арбитражном процессе с точки зрения защищаемого им объекта. Автором анализируются научные исследования о полномочиях прокурора в арбитражном процессе и ставится под сомнение точка зрения и законодательно устоявшиеся положения о том, что прокурор участвует в арбитражном процессе в защиту только государственных и публичных интересов в соответствии с положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Автором выдвигается точка зрения о защите прокурором в арбитражном суде не только государственных интересов, но и интересов неопределенного, определенного круга лиц, а также частных интересов. Это обстоятельство, по мнению автора, в очередной раз доказывает необходимость дальнейшего расширения процессуальных полномочий прокурора в арбитражном суде и их соответствующего законодательного закрепления в целях укрепления законности, соблюдения прав участников судебного процесса, эффективности и оперативности защиты нарушенных прав. Суждения и выводы подкрепляются автором с помощью примеров из судебной практики, анализа законодательства, позиций ученых.
In 2022, there were changes in the arbitration procedure legislation in terms of increasing the number and nature of cases that are now being considered with the participation of the prosecutor. Taking into account the recent changes made above, the article characterizes the activities of the prosecutor in the arbitration process from the point of view of the object he protects. The author analyzes scientific research on the powers of the prosecutor in the arbitration process, and calls into question the point of view and legislatively established provisions that the prosecutor participates in the arbitration process in defense of only state and public interests in accordance with the provisions of the Code of Arbitration Procedure of the Russian Federation (hereinafter - the APC RF). The author puts forward a point of view on the protection by the prosecutor in the arbitration court not only of state interests, but also of the interests of an indefinite, certain circle of persons, as well as private interests. This circumstance, in the author's opinion, proves once again the need to further expand the procedural powers of the prosecutor in the commercial court and their corresponding legislative support in order to strengthen the rule of law, respect for the rights of participants in the judicial process, and the effectiveness and efficiency of protecting violated rights. The author's judgments and conclusions are supported by examples from judicial practice, analysis of legislation, and the positions of scientists.

Новикова А.Е.. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРАВОЗАЩИТНЫХ СОПРЯЖЕНИЙ

Обеспечение единства правозащитного пространства является задачей различных уровней власти в федеративном государстве. В данном процессе задействованы органы универсальной и специальной правозащитной компетенции. Обновление российского законодательства о статусе уполномоченных по правам человека в субъектах Федерации, включая новые форматы их сотрудничества с органами государственной власти и органами местного самоуправления, опосредуют научный интерес. В данной связи в статье автором на основе анализа отечественного законодательства представлены формы правозащитного взаимодействия уполномоченного по правам человека в субъектах Федерации с органами местного самоуправления; сформулированы предложения по совершенствованию законодательства и итоговых отчетных документов в заявленной сфере. В частности, в работе представлены результаты, охватывающие заявленный правозащитный опыт города Москвы и Белгородской области. В результате исследования автор приходит к выводу о том, что введение института общественных помощников региональных Уполномоченных по правам человека в муниципальных образованиях показывает обоюдное понимание необходимости повысить эффективность своей деятельности, желание приблизить и институт Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации, и органы местного самоуправления к населению.
Ensuring the unity of the human rights space is the task of various levels of government in a federal state. The bodies of universal and special human rights competence are involved in this process. The updating of Russian legislation on the status of human rights commissioners in the constituent entities of the Federation, including new formats for their cooperation with public authorities and local governments, mediate scientific interest. In this regard, the author, based on the analysis of domestic legislation, presents the forms of human rights interaction between the Commissioner for Human Rights in the subjects of the Federation and local self-government bodies; formulated proposals for improving legislation and final accounting documents in the declared area. In particular, the paper presents the results covering the stated human rights experience of the city of Moscow and the Belgorod region. As a result of the research, the author comes to the conclusion that the introduction of the institute of public assistants to regional human rights Commissioners in municipalities shows a mutual understanding of the need to increase the effectiveness of their activities, a desire to bring both the institution of the Commissioner for Human Rights in the subject of the Russian Federation and local governments closer to the population.

Перепелица М.А., Калягина В.О.. ПОНЯТИЕ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ И РЕПУТАЦИОННОГО ВРЕДА: ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ

В данной статье уделено внимание проблемным аспектам определения критериев и правил при возмещении ущерба нанесённого деловой репутации физического или юридического лица в результате репутационного вреда. Авторы исследуют содержание и взаимосвязь понятий деловой репутации и репутационного вреда, приводят доктринальные позиции учёных по этому вопросу и их аргументы. Основной мыслью статьи является обоснование вывода о необходимости возмещения материального вреда с целью восстановления имущественного права для защиты деловой репутации в полном смысле слова. Целью статьи является выделение критериев, с помощью которых определяется размер имущественного ущерба деловой репутации лица вследствие нанесённого репутационного вреда. Актуальность статьи обосновывается увеличением возможностей в современном цифровом мире распространять недостоверную и порочащую деловую репутацию лица информацию, что, может, и наносит вполне реальный имущественный вред, выраженный в конкретной сумме, вплоть до банкротства. При исследовании поставленной проблемы автором были использованы общие и специальные правовые методы: формально-юридический, логический, системный, методы анализа и синтеза, обобщение полученной информации. Авторы приходят к выводу, что возмещение убытков вследствие нанесения репутационного вреда является важным и необходимым элементом в системе полноценного восстановления нарушенного права юридического или физического лица, так как его защита будет осуществляться и в сфере имущественного права, и в области неимущественного права. Возмещение убытков в реальных гражданских правоотношениях в сфере нанесения такого вреда деловой репутации поддаётся точному расчёту, который к тому же можно подтвердить юридическими документами и финансовыми (договора, балансы, расчёты и др.).
This article focuses on the problematic aspects of determining criteria and rules for compensation for damage caused to the business reputation of an individual or legal entity as a result of reputational damage. The author explores the content and interrelation of the concepts of business reputation and reputational harm, cites the doctrinal positions of scientists on this issue and their arguments. The main idea of the article is to substantiate the conclusion that it is necessary to compensate for material damage in order to restore property rights, to protect business reputation in the full sense of the word. The purpose of the article is to highlight the criteria by which the amount of property damage to a person's business reputation is determined as a result of the reputational damage caused. The relevance of the article is justified by the increase in opportunities in the modern digital world to disseminate unreliable and discrediting information about a person's business reputation, which can (and does) quite real property damage, expressed in a specific amount up to bankruptcy. In the study of the problem posed by the author, general and special legal methods were used: formal legal, logical, systematic, methods of analysis and synthesis, generalization of the information received. The authors conclude that compensation for losses caused as a result of reputational damage is an important and necessary element in the system of full restoration of the violated right of a legal or physical person, since its protection will be carried out both in the field of property law and in the field of non-property law. Compensation for losses in real civil law relations in the field of causing such damage to business reputation is amenable to accurate calculation, which can also be confirmed by legal and financial documents and financial (contracts, balance sheets, calculations, etc.).

Шачков Г. В., Перепелица М.А.. К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ И ФУНКЦИЯХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО РИСКА В ДОКТРИНЕ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

В статье уделяется внимание актуальной тематике, на которую неоднократно обращалось внимание в доктрине гражданского права, а именно, соотношение объективного и субъективного начал в содержании понятия «предпринимательский риск». В связи с тем, что риск является одним из сущностных признаков предпринимательской деятельности, он не может быть устранимым в полной степени или на постоянной основе. Анализируя объективную и субъективную компоненту предпринимательского риска, делаем вывод о том, что первая не зависит от воли и действий субъекта предпринимательской деятельности, а вторая представляет собой психическое отношение лица к случайным последствиям своего поведения и допущения этих последствий. В статье обосновывается имущественный, и в меньшей степени, неимущественный характер предпринимательского риска, а также подчеркивается, что сфера его возникновения и распространения «проникает» не только в частные, но и в публичные отрасли права - финансовое, налоговое, административное, градостроительное и пр. Применительно к содержанию предпринимательского риска исследуются его функции, оказывающие влияние на степень и вероятность его наступления: аналитическая, защитная и инновационная. В статье были использованы следующие методы исследования: логический, системный, анализ, синтез, обобщение полученной информации, а также специальные правовые методы, такие как формально-юридический и сравнительно-правовой.
The article focuses on the issue of the objective and subjective component in the content of entrepreneurial risk in the doctrine of civil law. Due to the fact that risk is one of the signs of entrepreneurial activity, it is a completely irreversible phenomenon. Therefore, the author draws attention to the objective and subjective component of entrepreneurial risk, coming to the conclusion that the first does not depend on the will and actions of the business entity, and the second represents the mental attitude of a person to the accidental consequences of his behavior and the assumption of these consequences. The article substantiates the property nature of entrepreneurial risk, and to a lesser extent, non-property risk, and also emphasizes that the scope of its occurrence and spread covers not only private branches of law, but also public ones - financial, tax, administrative, urban planning. With regard to the content of entrepreneurial risk, its functions are investigated, which allow influencing the degree and probability of occurrence: analytical, protective and innovative. The following research methods were used in the article: logical, systematic, analysis, synthesis, generalization of the information received, as well as special legal methods such as formal legal and comparative legal.

Перепелица М.А., Каюков В.А.. КРИМИНАЛИЗАЦИЯ ДЕЯНИЙ КАК УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ МЕРА В МЕХАНИЗМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

На основе исследования понятия «криминализация» авторами проведён анализ вопроса о необходимости её применения при обеспечении экономической безопасности Российской Федерации. Цель исследования - изучить содержание и особенности криминализации, а также основания её применения к деяниям, общественно опасные последствия которых увеличивают риски и угрозы в экономической сфере, являясь по своей сути преступлениями. Авторами обосновывается вывод о том, что государство должно противопоставить угрозам, существующим в сфере экономической безопасности, эффективные и действенные механизмы, адекватные степени опасности и рисков, которые такие угрозы порождают, то есть криминализировать преступные деяния. Именно данный подход в реальности сможет защитить жизненно важные интересы человека и гражданина и существенно снизить общественно опасные последствия в экономической сфере. Дана краткая характеристика признакам криминализации: реальная угроза для экономической безопасности государства, определяемая количественным критерием (на примере конкретных преступлений), своевременность применения, распространённость действия по кругу лиц. Авторы приходят к выводу, что криминализация преступлений в сфере обеспечения экономической безопасности государства является одной из важных и необходимых уголовно-правовых мер. Для того чтобы преодолеть угрозы, существующие в данной сфере, государство должно противопоставить эффективные и действенные механизмы, адекватные степени опасности и рисков, которые такие угрозы порождают, то есть применить инструмент криминализации. Именно данный подход в реальности сможет защитить жизненно важные интересы человека и гражданина и существенно снизить общественно опасные последствия в экономической сфере.
Based on the study of the concept of "criminalization", the author analyzes the question of the need for its application in ensuring the economic security of the Russian Federation. The purpose of the study is to study the content and features of criminalization, as well as the grounds for its application to acts whose socially dangerous consequences increase risks and threats in the economic sphere, being essentially crimes. The author substantiates the conclusion that the state should oppose the threats existing in the field of economic security - effective and efficient mechanisms adequate to the degree of danger and risks that such threats generate, that is, criminalize criminal acts. It is this approach that in reality will be able to protect the vital interests of a person and a citizen and significantly reduce the socially dangerous consequences in the economic sphere. A brief description of the signs of criminalization is given: a real threat to the economic security of the state, determined by a quantitative criterion (using the example of specific crimes), the timeliness of application, the prevalence of the action among persons. The authors conclude that criminalization of crimes in the field of ensuring the economic security of the state is one of the important and necessary criminal law measures. In order to overcome the threats existing in this area, the State must counteract effective and effective mechanisms that are adequate to the degree of danger and risks that such threats generate, that is, apply a criminalization tool. It is this approach that in reality will be able to protect the vital interests of a person and a citizen and significantly reduce socially dangerous consequences in the economic sphere.

Пряжников П.В., Алонцева Д.В.. ГАРАНТИИ ПРАВ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Статья посвящена рассмотрению гарантий прав личности в системе обеспечения национальной безопасности в условиях цифровизации. Цель исследования - определить проблемы реализации прав личности в условиях построения цифровой среды. Авторами отмечено, что цифровые технологии сегодня играют ключевую роль в трансформации современного общества и формировании новых парадигм государственного управления, их внедрение в хозяйственную сферу и общественные отношения становятся мощным катализатором изменений, затрагивающих, в том числе сферу национальной безопасности. Внедрение цифровых технологий стимулирует процессы инновационного развития и модернизации общества, требуя адаптации его институтов и организационных структур к новым вызовам и возможностям, которые эти технологии предоставляют. Авторы поднимают проблему обеспечения прав личности, которые могут быть нарушены в результате обретения государством новых инструментов контроля над гражданами с целью предотвращения угроз национальной безопасности. Одним из таких инструментов является система видеонаблюдения в общественных местах, распространение и внедрение технологии распознавания лиц. Авторы приходят к выводу, что необходимо разработать более строгие и эффективные правовые механизмы для регулирования использования технологий распознавания лиц с целью обеспечения правопорядка. Это включает в себя установление четких правил сбора, хранения и использования биометрических данных, защиту личной жизни и принципов справедливого судебного процесса, а также контроль за деятельностью правоохранительных органов и предотвращение злоупотреблений.
The article is devoted to the consideration of guarantees of individual rights in the system of ensuring national security in the context of digitalization. The purpose of the study is to identify the problems of realizing individual rights in the context of building a digital environment. The authors noted that digital technologies today play a key role in the transformation of modern society and the formation of new paradigms of public administration, their introduction into the economic sphere and public relations becomes a powerful catalyst for changes affecting, among other things, the sphere of national security. The introduction of digital technologies stimulates the processes of innovative development and modernization of society, requiring the adaptation of its institutions and organizational structures to new challenges and opportunities that these technologies provide. The authors raise the problem of ensuring the rights of the individual, which may be violated as a result of the acquisition by the state of new instruments of control over citizens in order to prevent threats to national security. One of these tools is a video surveillance system in public spaces, the dissemination and implementation of facial recognition technology. The authors conclude that it is necessary to develop stricter and more effective legal mechanisms to regulate the use of facial recognition technologies in order to ensure law and order. This includes establishing clear rules for the collection, storage and use of biometric data, protecting privacy and the principles of a fair trial, as well as monitoring the activities of law enforcement agencies and preventing abuse.