Журнал «Вопросы государства и права»
Выпуск №2 (5) (2024)
УДК 93/341
DOI 10.24888/2949-3293-2024-2-5-8-17
ДЕКЛАРАТИВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОЕКТА «ОДИН ПОЯС - ОДИН ПУТЬ» - ФОРМУЛА БУДУЩЕГО ПО-КИТАЙСКИ
В статье анализируется проблема обусловленности задач внешнеполитической стратегии «Одни пояс - один путь» с внутренними проблемами Китая. В статье автор оценивает основные задачи в рамках проекта ОПОП, отмечая, что данная внешнеполитическая стратегия является системным мегапроектом, имеющим в своей основной структуре большое количество взаимосвязанных между собой задач, подчиненных общей стратегии, поэтому данный проект преследует несколько целей как внешнеполитических, так и внутриполитических. В условиях замедления экономического роста, проблем перепроизводства и избытка промышленных мощностей, усиливающейся тенденции непропорционального развития регионов, а также вызовов в сфере безопасности и нарастания кризиса с США Китай предложил новую геополитическую стратегию - ОПОП. Предпринимаемый Китаем проект призван стать системной моделью взаимоотношений между странами в экономической, социальной и культурной областях. Его главная внешнеполитическая цель заменить существующую на данный момент модель, которая основана на гегемонии Запада. Автор исходит из того, что выдвижение инициативы ОПОП является необходимым условием решения как внешних, так и внутренних проблем Китая. По мнению автора, проект ОПОП реализует планы долгосрочной внутриполитической стратегии Китая, которая была сформулирована еще главным архитектором китайских рыночных реформ Дэн Сяопином в далеком 1980 г.
Ключевые слова
проект «Один пояс - один путь»; внешняя политика; Китай; Синьцзян-Уйгурский автономный округ (СУАР); внутренние проблемы Китая
DECLARATIVE OBJECTIVES OF THE "ONE BELT, ONE ROAD" PROJECT - THE CHINESE FORMULA FOR THE FUTURE
The article analyses the problem of how the objectives of the One Belt, One Road foreign policy strategy relate to China's domestic problems. In the article, the author analyses the main tasks of the One Belt, One Road project, noting that this foreign policy strategy is a systemic megaproject with a large number of interrelated tasks subordinated to the overall strategy, so this project pursues several objectives, both foreign and domestic. In the face of slowing economic growth, overproduction and overcapacity problems, the increasing trend of disproportionate regional development, as well as security challenges and the growing crisis with the United States, China has proposed a new geopolitical strategy - One Belt, One Road. China's project is designed to become a systemic model of relations between countries in the economic, social and cultural spheres. Its main objective is to replace the current model, which is based on the hegemony of the West. The author's premise is that the establishment of the One Belt, One Road initiative is a prerequisite for solving both China's external and internal problems. The One Belt, One Road project implements the plans of China's long-term strategy, which was formulated by Deng Xiaoping, the main architect of China's market reforms, back in 1980.
Key words:
One Belt - One Road project; foreign policy; China; Xinjiang Uygur Autonomous Region (XUAR); China's internal problems
Список литературы
-
Акаев А.А., Садовничий В.А. Математическое измерение мегапроекта «Один пояс - один путь» // Вестник Российской академии наук. 2018. Т. 88, № 8. С. 776-787. https://doi.org/10.31857/S086958730001224-4
-
Белова И.Н., Егорычева Е.А. Проект «Один пояс, один путь»: предпосылки к формированию современной внешнеэкономической политики Китая Вестник РУДН. Серия: Экономика. 2020. Т. 28, № 3. С. 620-632. https://doi.org/10.22363/2313-2329-2020-28-3-620-632
-
Ван Х. Китайская инициатива «Один пояс - один путь» в Центральной Азии: проблемы и препятствия реализации // Общество: политика, экономика, право. 2022. №2. С. 23-28. https://doi.org/10.24158/pep.2022.2.3
-
Глинкина С.П., Тураева М.О., Яковлев А.А. Традиционные и новые инструменты укрепления китайского присутствия в Центральной Азии. Государственная служба. 2018. Т. 20. №5. С. 94-100. https://doi.org/10.22394/2070-8378-2018-20-5-94-100
-
Лац М. П. Российско-китайское взаимодействие в рамках деятельности Азиатского банка инфраструктурных инвестиций как важная составляющая Экономического пояса Шелкового пути // Молодой ученый. 2020. № 50 (340). С. 555-558
-
Мавлонова А.С. Ислам в СУАР как фактор политической нестабильности КНР. Вестник РУДН. Серия: Политология. 2018. Т. 20, № 2. С. 176-186. https://doi.org/10.22363/2313-1438-2018-20-2-176-186
-
Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию экономического пояса Шелкового пути и морского Шелкового пути XXI в. (издана с санкций Госсовета КНР) март 2015 г.//Russia_and_ATR_2015-3_255-270.pdf http://www.riatr.ru/2015/3/Russia_and_ATR_2015-3_255-270.pdf
-
Светличный А.И. Устойчивое развитие и Новый банк развития БРИКС: анализ и перспективы. // Вопросы государственного и муниципального управления. 2018. №1. С. 68-88
-
Bala Ramasamy, Matthew Yeung, Chorthip Utoktham, Yann Duval, “Trade and trade facilitation along the Belt and Road Initiative corridors”, (PDF). ARTNeT Working Paper Series. 2017. No. 172, November 2017, 44 р. Bangkok, ESCAP.// http://artnet.unescap.org
-
Costa Buranelli F. One Belt, One Road and Central Asia: Challenges and opportunities. In: Cheng Yu., Song L., Huang L. (ed.) The "One Belt and One Road" initiative in the global arena. Palgrave Macmillan, Singapore. 2018. https://doi.org/10.1007/978-981-10-5921-6_12
-
Johanna Coenen, Simon Bager, Patrick Meyfroidt, Jens Newig, Edward Challies. Environmental Governance of China's Belt and Road Initiative. 2021. Vol. 31, no. 1 P. 3-17. https://doi.org/10.1002/eet.1901
-
Deborah Brautigam. A critical look at Chinese ‘debt-trap diplomacy’: the rise of a meme, Area Development and Policy. 2020. Vol. 5, no. 1. P. 1-14. https://doi: 10.1080/23792949.2019.1689828
-
Deborah Brautigam, Meg Rithmire. There Is No Chinese ‘Debt Trap’ - The Atlantic //https://www.theatlantic.com/international/archive/2021/02/china-debt-trap-diplomacy/617953/(accesed: 06.06.2023)
-
Dylan M H Loh. The ‘Chinese Dream’ and the ‘Belt and Road Initiative’: narratives, practices, and sub-state actors, International Relations of the Asia-Pacific. 2021. Vol. 21, no. 2. P. 167-199, https://doi.org/10.1093/irap/lcz01
-
Dharmendra Kumar Shahi. Jihad and Geopolitics: A Case Study of Uyghur Separatism in Xinjiang Internat.International Journal of Applied Social. 2014. P. 136-143.
-
Fadhat Faris, Prasetio Hari. Debt-Trap Diplomacy: Bagaimana Ekspansi Kapital China Membentuk Jebakan Utang Bagi Negara-Negara Afrika. // Area Development and Policy. 2022. Vol. 5, no. 1. P. 150-176. DOI:10.26593/jihi.v18i2.5262.150-176
-
Meredith J. De Boom. Who is afraid of ‘debt-trap diplomacy’? Geopolitical narratives, agency and the multiscalar distribution of risk, Area Development and Policy. 2020. Vol. 5, no. 1. P. 15-22. https://doi.org/10.1080/23792949.2019.1703556
-
Zhao, Suisheng. The Dragon Roars Back: Transformational Leaders and Dynamics of Chinese Foreign Policy, Redwood City: Stanford University Press. 2022. 358 p. https://doi.org/10.1515/9781503634152
-
Xueqin Wang, Yiik Diew Wong, Kevin X. Li & Kum Fai Yuen. Transport research under Belt and Road Initiative: current trends and future research agenda, Transportmetrica A: Transport Science. 2021. Vol. 17. no. 4. P. 357-379, https://doi.org/10.1080/23249935.2020.1731008