Журнал «Вопросы государства и права»
Выпуск №2 (5) (2024)
УДК 340.12
DOI 10.24888/2949-3293-2024-2-5-25-34
КАТЕХОН ТРЕТЬГО РИМА И НАСЛЕДСТВЕННОЕ САМОДЕРЖАВИЕ
В статье исследуется понятие Третьего Рима в его теоретическом осмыслении и практической эволюции в тесной связи с преемством Всероссийского Престола как важнейшего политико-правового института отечественной государственности, входящего в круг непреходящих традиционных ценностей Русского народа и России. Автором отмечается, что интерес к данной тематике вполне объясним, поскольку либеральная модель государственного бытия России не отвечает ее историческим и политическим интересам, не может удовлетворить желание государствообразующего Русского народа и других народов нашей страны, проживающих вместе в течение многих веков, найти приемлемую целеполагающую идею его государственного развития. Обращение к формуле «Москва-третий Рим» дает такую возможность. По мнению автора, практическая реализация идеи Третьего Рима началась с середины 16 в., когда усилиями Ивана Грозного создается Святорусское государство, устанавливается уникальная, не имеющая аналогов в истории человечества форма верховной монархической власти - наследственное царское самодержавие, политико-правовую основу которой составило христианское учение о Царской власти как Богоданной. Эта форма верховной власти была лучшей для целей Третьего Рима и функции Катехона - Удерживающего. Эти два понятия составили единое традиционное целое в рамках мистического смысла существования Российской государственности. Автор приходит к выводу, что для отечественной государственности, не имеющей конституционно закрепленного идеологического стержня своего развития, теория «Москва-третий Рим» актуальна как никогда. Промыслом Божьим Россия возвращается к инициативному удержанию мира от влияния глобализма как идеи безраздельного сатанинского господства над человечеством. Формула Третьего Рима должна стать квинтэссенцией идеологии православного русского возрождения. Начало ему положено верховной властью в виде означенного выше Указа Президента о сохранении и укреплении традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Ключевые слова
идеологическая парадигма; формула «Москва-Третий Рим»; духовно-нравственные ценности
THE CATECHON OF THE THIRD ROME AND HEREDITARY AUTOCRACY
The article examines the concept of the Third Rome in its theoretical understanding and practical evolution in close connection with the succession of the All-Russian Throne as the most important political and legal institution of national statehood, which is part of the circle of enduring traditional values of the Russian people and Russia. The author notes that the interest in this topic is quite understandable, since the liberal model of Russia's state existence does not meet its historical and political interests, cannot satisfy the desire of the state-forming Russian people and other peoples of our country, living together for many centuries, to find an acceptable goal-setting idea of its state development. The appeal to the formula "Moscow- the Third Rome" gives such an opportunity. According to the author, the practical implementation of the idea of the Third Rome began in the middle of the 16th century, when the efforts of Ivan the Terrible created the Holy Russian state, established a unique, unparalleled in the history of mankind form of sovereign monarchical power - hereditary tsarist autocracy, the political and legal basis of which was the Christian doctrine of Tsarist power as God-given. This form of supreme power was the best for the purposes of the Third Rome and the function of the Catechon-Holding. These two concepts formed a single traditional whole within the mystical meaning of the existence of Russian statehood. The author comes to the conclusion that the theory of "Moscow - the Third Rome" is more relevant than ever for the national statehood, which does not have a constitutionally fixed ideological core of its development. By God's providence, Russia is returning to the initiative to keep the world from the influence of globalism as an idea of undivided Satanic domination over humanity. The formula of the Third Rome should become the quintessence of the ideology of the Orthodox Russian Renaissance. It was initiated by the supreme power in the form of the above-mentioned Presidential Decree on the preservation and strengthening of traditional Russian spiritual and moral values.
Key words:
the ideological paradigm; the formula "Moscow is the Third Rome"; spiritual and moral values
Список литературы
-
Богданов А.П.Русские патриархи, 1589-1700: в 2-х т. М.: ТЕРРА: Респ., 1999. Т. 1. 966 с.
-
Второе послание к Фессалоникийцам (2:1-12) // См.: Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Российское библейское общество, 2002. 1371 с.
-
Кузнецов М.Н., Шайрян Г.П. Отречение, которого не было… Останки, которых нет… Где искать наследника Престола. Правовая оценка фактов и документов. М., 2018. 468 с.
-
Послание Великому Князю Василию, в котором об исправлении крестного знамения и о содомском блуде // Библиотека литературы Древней Руси. Т.9. СПб: Наука, 2006. 568 с.
-
Послание о неблагоприятных днях и часах // Библиотека литературы Древней Руси. Т.9. СПб: Наука, 2006. 568 с.
-
Сафронова Е.В. Правовой феномен российского самодержавия // Ученые записки Крымского государственного университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2021. Т. 7. № 3-2. С. 240-252.
-
Синицына Н. В. Учреждение патриаршества и Третий Рим // 400-летие учреждения патриаршества в России. Roma, 1989.С. 59-80.
-
Усачев А.С. Об истории бытования идеи «Третьего Рима» в России XVI в. // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви, 2015. Вып. 3 (64). С. 9-17.